Внутренние по отношению школьнику Внешние по отношению школьнику Недостатки биологического развития личности Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности Недостатки образовани я личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольно й среды а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющей на учение; г) психопатологически е отклонения. а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б)слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки в трудовой воспитанности а) пробелы в знаниях, специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно- производственн ого окружения
Ф.И.О. 10 класс Умения Итого Учебно- организацион ные Учебно- коммуникати вные Учебно- информацион ные 1Арьков А Концов С Князева О Лепёхина К Соломенцева С Средний показатель1011,624,245,8 Максимальное значение
Ф.И.О. умения Итого Учебно- организационные Учебно- коммуникативные Учебно- информационные 1Арькова В Алексеева Н Власюк А Бутакова Е Гончарова С Дядченко О Дубровин К Панамарёв Д Подлинева И Солохин В Свитачева В Печорин С Средний показатель8,29,020,337,4 Максимальное значение
Анкетирование показало, что у учащихся 9 класса также лучше сформированы учебно-организационные умения, а именно: планировать порядок выполнения задания, выбирать рациональный путь решения, руководить работой группы или коллектива, готовить рабочее место и т.д. Учителям – предметникам необходимо спланировать работу по формированию учебно-коммуникативных умений (умение включаться в коллективное обсуждение проблемы, умение высказываться устно, умение участвовать в коллективном диалоге и т.д.) и учебно-информационных умений (работа с учебником, со справочной литературой, усваивать информацию со слов учителя, усваивать информацию с помощью технических средств и т.д.) Для каждого класса вычислен средний балл, который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет. С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений учащихся по каждому предмету.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующее:
А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам не может или не хочет учиться лучше? В.А. Сухомлинский на этот счет отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по мнению Василия Александровича Сухомлинского, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны и где каждый может стать великим и неповторимым.