Основная нормативно-правовая база по аттестации педагогических работников 1. Приказ Минобрнауки России от 24 марта «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; 2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»; 3. Письмо Минобрнауки России и региональной (межрегиональной) организации Профсоюза от 18 августа /46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; 4. Письмо директора Департамента общего образования Минобрнауки России Низиенко Е.Л. от «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»;
Аттестация педагогических работников Высшая категория Первая категория На соответствие занимаемой должности
Ограничения при аттестации педагогических работников государственных, муниципальных образовательных учреждений Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория не предусмотрено обязательное наличие первой квалификационной категории по аттестуемой должности, присвоенной не позднее 2 лет назад
Категории педагогических работников Категории педработников, подлежащие аттестации Аттестации не подлежат педагогические работники, реализующие программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования, в т.ч.: - воспитатель, в т.ч. старший воспитатель, инструктор по труду, по физической культуре, инструктор- методист, в т.ч. старший инструктор- методист, концертмейстер, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, в т.ч. старший педагог дополнительного образования, педагог –организатор, педагог- психолог, преподаватель, преподаватель- организатор ОБЖ, руководитель физвоспитания, социальный педагог, старший вожатый, тьютор, учитель, учитель- дефектолог, учитель-логопед, тренер- преподаватель, в т.ч. старший тренер- преподаватель - педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; -беременные женщины; -женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; -педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков
Требования к педработникам по квалификационным категориям 1 категорияВысшая категория Педагогический работник: - соответствует занимаемой должности; - имеет установленную первую квалификационную категорию; - владеет современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности; - имеет стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации; - имеет стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях - вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания - вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания
Требования, предъявляемые к квалификационным категориям Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками, и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Ограничения при аттестации педагогических работников при подтверждении соответствия занимаемой ими должности и на основе оценки их профессиональной деятельности Аттестации не подлежат: - педагогические работники, имеющие квалификационную категорию (первая. высшая); - педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; - беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; -педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Документы для представления в экспертную комиссию (высшая и первая категория) Три развернутых конспекта уроков (занятий) (за текущий учебный год). Рабочие программы. Перспективный план. Дидактические и методические материалы к урокам (занятиям). Сведения о повышении квалификации. Сведения об участии обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и других интеллектуально-познавательных мероприятиях, и достигнутые при этом результаты. Сведения об участиях аттестуемого в конкурсах педагогического мастерства, проектных группах, методических объединениях и др. Сведения о мониторинге качества образования. Наличие видеозаписи любого занятия приветствуется.
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя 1. Анализ уроков 2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. 3. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. 4.Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) 5. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты 6. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства 7. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования 8. Анализ рабочих программ и материалов к урокам
Письменное квалификационное испытание (аттестация на 1 или высшую категорию) состоит из: 1) выполнения теста на ИКТ-компетентность; 2) выполнение теста на знание преподаваемого предмета; 3) подготовки конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году (экспертной комиссией будет предложено на выбор 30 тем); 4) решение 1-ой педагогической ситуации. Для анализа деятельности педагога по работе с информационными технологиями с собой необходимо принести Net-book, который вы используете в учебном процессе (при наличии).
Письменное испытание на соответствие занимаемой должности состоит из: 1) теста на ИКТ-компетентность; 2) тест на знание преподаваемого предмета; После этого приступает к выполнению письменного квалификационного испытания, которое может проводиться в двух вариантах по выбору аттестуемого педагога: 1) подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году (экспертной комиссией будет предложено на выбор 30 тем) или 2) решение 3-х педагогических ситуаций. Для анализа деятельности педагога по работе с информационными технологиями с собой необходимо принести Net-book, который вы используете в учебном процессе (при наличии).
Памятка для решения педагогической ситуации При написании Вы можете пользоваться следующей схемой решения педагогических ситуаций: Обнаружение факта. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. Определение характера ее содержания. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. Выбор способов решения педагогических задач. Самоанализ и самооценка принятого решения.
При признании педработника не соответствующим занимаемой должности Перевести с согласия работника на другую должность Расторгнуть трудовой договор п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ
Отказ работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со ст. 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника.