Сельская школа Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: стратегии и модели профилизации образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ) ПРИКАЗ от N"167 МОСКВА Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности в районах с различными социо-географическими условиями, в 2003/2004 учебном году В целях организационно-технологического и научно-методического обеспечения эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности в районах с различными социо-географическими условиями в 2002/2003 учебном году, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от N2 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности»:
ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений расположенных в сельской местности в районах с различными социогеографическими условиями, в 2003/2004 учебном году (приложение). 2.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А. Болотова. Министр В.М. Филиппов Приложение к приказу Минобразования России от
ПЕРЕЧЕНЬ субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности в районах с различными социо-географическими условиями: 1. Республика Адыгея 2. Республика Саха (Якутия) 3. Чувашская Республика - Чувашия 4. Краснодарский край 5. Красноярский край 6. Белгородская область 7. Владимирская область 8. Ленинградская область 9. Московская область 10. Новгородская область 11. Новосибирская область 12. Нижегородская область 13. Орловская область 14. Псковская область 15. Ростовская область 16. Смоленская область 17. Самарская область 18. Ярославская область
Стратегии ресурсного обеспечения профилизации образования на селе Стратегия интеграции образовательных ресурсов Смешанные стратегии Стратегия интенсификации образовательных ресурсов Стратегия концентрации образовательных ресурсов Стратегия кооперации образовательных ресурсов
Образовательные учреждения, реализующие профильное обучение на селе Профильные школы Образовательные учреждения смешанного типа Образовательные учреждения, реализующие программы профильного обучения Школы с профильными группами Школы с профильными классами
Социально-экономические тенденции ОтрицательныеПоложительные Школа в бывшем экономическом центре Школа в устойчиво развивающемся экономическом центре Школа в социально- экономической «пустыне» Школа в населенном пункте, имеющем потенциал развития Социально-экономический потенциал Низкий Высокий
Радиальная дорожная сеть
Разветвленная дорожная сеть
Структура экспериментального учебного плана профильной школы Базовые общеобразовательные предметы: Обязательные для всех учащихся во всех профилях. Профильные общеобразовательные предметы: Определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы. Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся.
Факторы, определяющие стратегию ресурсного обеспечения профилизации образования в сельской местности Факторы, влияющие на выбор стратегии ресурсного обеспечения профилизации образования на селе Социально- экономические Территориальные и дорожно-транспортные Социокультурные Кадровые Материально- технические Финансовые
Модель 1 Базовая (опорная) школа с сетью филиалов Базовая школа с профильными классами Филиал 1 Филиал 5 Филиал 3 Филиал 2 Филиал 4 ПК 1 ПК 2 ПК 5 ПК 4 ПК 3
МОДЕЛЬ 1 Отличительные характеристики: единое образовательное учреждение со структурными подразделениями (филиалами); старшая школа реализуется на базе опорной; организованный подвоз детей или их круглосуточное пребывание. Достоинства: простота (не требуется основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса); экономичность (сокращаются управленческие расходы и затраты на организацию профильных классов). Недостатки: понижение статуса школ до филиалов; трудности организации подвоза детей; издержки интернатского воспитания; снижение привлекательности сельского социума. Адреса передового опыта: Новосибирская, Ленинградская, Псковская области, Чувашская республика.
Отделение (факультет) Агролицей Отделение (факультет) Отделение (факультет) Модель 2 Агролицей
МОДЕЛЬ 2 Отличительные характеристики: Достоинства: Недостатки: Адреса передового опыта:
Модель 3 Ассоциация учебных заведений с ресурсным центром Ресурсный центр ПК 1 ПК 2 ПК 3 ПК 4 ПК 5 ПГ 1 ПГ 3 ПГ 2 ПГ 1 ПГ 2 ПГ 3 ПГ 1 ПГ 2 ПГ 3 ПГ 1 ПГ 2 ПГ 3
МОДЕЛЬ 3 Отличительные характеристики: ассоциированное образовательное пространство с разделением функций в реализации профильного обучения; организованный подвоз детей; каждое образовательное учреждение ассоциации обеспечивает в полном объеме преподавания базовых общеобразовательных предметов, а также осуществляет часть профильной подготовки в пределах своих возможностей, остальная часть профильной подготовки осуществляется в ресурсном центре. Достоинства: сохраняется статус школ; сокращается частота подвоза детей; интеграции ресурсов (экономических, педагогических, методических и т.д.). Недостатки: трудности организации подвоза; трудности обеспечения синхронности в работе школ ассоциации, одновременности прохождения материала по профильным предметам; проблемы преемственности в преподавании профильных предметов. Адреса передового опыта: Борский район Нижегородской обл.
ПК 1 ПК 2 ПК 3 ПК 4 ПК 6 ПК 5 Модель 4 Ассоциация образовательных учреждений с несколькими ресурсными центрами
МОДЕЛЬ 4 Отличительные характеристики: Достоинства: Недостатки: Адреса передового опыта:
Модель 5 Ассоциация учебных заведений без ресурсного центра ПК 1 ПГ 2 ПГ 1 ПК 2 ПГ 2 ПГ 1 ПК 3 ПГ 2 ПГ 1 ПК 4 ПГ 2 ПГ 1
МОДЕЛЬ 5 Отличительные характеристики: ассоциированное образовательное пространство с разделением функций в реализации профильного обучения: каждое общеобразовательное учреждение ассоциации осуществляет в полном объеме или частично профильное обучение в соответствие со своими возможностями; образовательный выбор учащихся обеспечивается возможностями ассоциации. Достоинства: сохраняется статус школ; перспектива развития каждого образовательного учреждения; интеграция ресурсов образовательных учреждений Недостатки: трудности организации подвоза детей; необходимость одновременного прохождения учебного материала профильных предметов в разных школах; проблемы преемственности в преподавании профильных предметов в разных образовательных учреждениях. Адреса передового опыта: Сосновский район Нижегородской обл.
Модель 6 Обучение профильных групп учащихся на основе внутриклассной дифференциации Раздельное обучение Совместное дифференцированное обучение Совместное обучение
МОДЕЛЬ 6 Отличительные характеристики: совместное изучение общеобразовательных предметов, а также инвариантов профильных предметов; раздельное изучение вариативной части профильной подготовки. Достоинства: сохраняется статус школы; сохраняется школьный класс; обеспечивается преемственность в изучении профильных предметов; отпадает необходимость подвоза детей. Недостатки: недостаточность ресурсов одной школы; необходимы существенные изменения технологического и методического плана. Адреса передового опыта: Арзамасский, Вадский, Лукояновский районы Нижегородской области
Модель 7 Профильное обучение в разновозрастных временных коллективах вертикаль по классам горизонталь по классам 9-ый класс 11-ый класс 10-ый класс 11-ый класс 10-ый класс 9-ый класс 11-ый 10-ый 9-ый 1-ый 11-ый 10-ый 9-ый 2-ой 11-ый 10-ый 9-ый 3-ий Профильный РВК
МОДЕЛЬ 7 Отличительные характеристики: освоение профильных и элективных курсов происходит в смешанных разновозрастных временных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов; «вертикаль по классам, как бы смешиваясь, превращается в «горизонталь» по интересам. Достоинства: сохранение статуса школы; отпадает необходимость подвоза детей или их содержания в интернатах. Недостатки: существенные технологические изменения; существенные изменения методического плана; недостаточность ресурсов одной школы. Адреса передового опыта: Краснодарский край
Модель 8 Ассоциация образовательных учреждений с внешним ресурсным центром Ресурсный центр: ПК 1 ПГ 2 ПГ 1 ПК 4 ПГ 2 ПГ 1 ПК 3 ПГ 2 ПГ 1 ПК 2 ПГ 2 ПГ 1
МОДЕЛЬ 8 Отличительные характеристики: ассоциированное образовательное пространство с разделением функций в реализации профильного обучения: каждое образовательное учреждение ассоциации осуществляет в полном объеме или частично профильное обучение в соответствии со своими возможностями; ресурсный центр обеспечивает оставшуюся часть профильной подготовки на основе дистантного, вахтового, заочного обучения. Достоинства: сохраняется статус школ; интеграция ресурсов образовательных учреждений; технологическое, методическое, содержательное обогащение учебного процесса за счет возможностей ресурсного центра. Недостатки: трудности подвоза детей; разъездной характер работы педагогов ресурсного центра; проблемы преемственности. Адреса передового опыта: Красноярский край, Краснодарский край
Спасибо за внимание!