Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Advertisements

Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Зачесова Е.В. ст. науч. сотр. Центра профессионального образования ОЦЕНИВАНИЕ в системе НПО и СПО.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Батрова О.Ф. Зачесова Е.В.
Проблемы и перспективы введения ФГОС О.Ф.Батрова Центр профессионального образования.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Формы рабочих планов и программ
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
Транксрипт:

Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна

Консервативный «спасение» уровней образования, традиционных для нашей страны приведение качественных и количественных показателей подготовки в соответствие с запросами рынка труда - государственные субвенции - повышение престижа профессий/специальностей -… - изучение рынка труда - соц. партнерство и ГЧП - ФГОС нового поколения - сетевое взаимодействие - … ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Инновационный

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОВНИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ Среднее профессиональное образование Начальное профессиональное образование Высшее профессиональное образование (3 уровня) бакалавриат подготовка специалиста; магистратура подготовка научно- педагогических кадров; ординатура; ассистентура-стажировка !!! =? !!! ???

освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ К минимуму результата

общение с клиентами и заказчиками изменения рынка труда автоматизация производства размывание границ между профессиями ЗУН КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗУН

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СФЕРОЙ ТРУДА Профессиональное образование Сфера труда ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ

ЗАКАЗЧИКИ Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ (30 % вариативная составляющая)

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии совокупность учебно-методической документации

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП Широкое использование практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению программ ПМ (включая междисциплинарные курсы) Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Учебно-методическая (СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ Модули различного вида могут быть использованы в основных и дополнительных программах профессионального образования

Потребности и возможности обучающегося Требования работодателя (рынка труда и его развития) НПО Сочетание профессий Присваиваемый разряд Новые элементы ОПОП % практикоориенти- рованности СПО «Специализация» (в рамках ФГОС) Осваиваемые профессии: –одна или несколько; –присваиваемый разряд Новые элементы ОПОП % практикоориенти- рованности ВАРИАТИВНОСТЬ ОПОП

СООТНОШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТЕЙ ПО УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

СООТНОШЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОПОП СПО Учебные дисциплины Профессиональные модули 30% 30% Вариативная часть Инвариантная часть 70% 70% Примерная ОПОП «Рабочая» ОПОП +

ФГОСФГОС СВЯЗЬ МЕЖДУ ФГОС, УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ И КАЛЕНДАРНЫМИ ГРАФИКАМИ Наименования циклов, дисциплин, проф. модулей и МДК Количество часов максимальной и аудиторной нагрузки (всего) Количество недель обучения по циклам/по дисциплинам и МДК, учебной и производственной практике (совместно), на все виды аттестации и каникулы БУПБУП Курс изучения Количество часов ЛПЗ Курсовые работы (проекты) УПУП Понедельная детализация КУГКУГ

Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 … ОГСЭ дисц. Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 … ЕН дисц. ОП дисц. УчебныйпланУчебныйплан Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 … Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа ОП 3 … Проф. модули Программа преддипломной практики КалендарныйграфикКалендарныйграфик ВАРИАНТ НАБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОПОП СПО КИМ ОГСЭ 1 КИМ ОГСЭ 2 … КИМ ЕН 1 КИМ ЕН 2 … В т. ч. учебная и произв. практика КОС(КИМ) ОП 1 КОС(КИМ) ОП 2 КИМ ОП 3 … КОС ПМ 1 КОС ПМ 2 КОС ПМ 3 … Метод. материалы по реализации обр. технологий

ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПМ Раздел 1. Заполнение паспорта программы ПМ Раздел 2. Результаты освоения ПМ Раздел 5. Контроль и оценка результатов Раздел 3. Структура и примерное содержание ПМ Раздел 4. Условия реализации программы ПМ Коррекция п. 1.3 Коррекция УП ОПОП Расчет часов УП ОПОП Сверка БУП Коррекция программы ПМ

НАПОЛНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПК=(У+З)+ПО Иметь практический опыт ПКуметьзнать …старт…… … ПКn …… Междисциплинарный курс(ы) Производственная практика Учебная практика

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОМПЕТЕНЦИЙ Профессиональная деятельность ОПОП НПО или СПО Вид проф.деятельности 1: ПК1.1+ПК1.2+…+ПК1.n Вид проф.деятельности 2: ПК2.1+ПК2.2+…+ПК2.n Вид проф.деятельности n: ПК n.1+ПК n.2+…+ПК n.n УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОСТАВЕ ПМ ПДП (в СПО) МДК 1.1 МДК 1.n МДК 2.1 МДК 2.n МДК n.n МДК n.1 ПМ 1 ПМ 2 ПМ n ВКР ОПД ЕН (в СПО) ОГСЭ (в СПО)

ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ (ПО СУБЪЕКТАМ ОЦЕНИВАНИЯ) внешнее оценивание оценивает тот, кто не учил (работодатель или эксперт) внутреннее оценивание кто учит, тот и оценивает (преподаватель или мастер) самооценивание оценивает тот, кто учился (сам обучающийся)

результатов освоения ПМ и ОПОП Задачи промежуточной аттестации по профессиональному модулю в форме экзамена (квалификационного) и государственной (итоговой) аттестации – оценивание результатов освоения ПМ и ОПОП (в целом) (в целом) на основании требований ФГОС и представлений эксперта ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ элементов компетенций Задачи текущего, рубежного и итогового контроля, а также промежуточной аттестации по МДК и УП/ПП (в составе ПМ) – оценивание элементов компетенций (знаний и умений) с последующим агрегированием оценок (балльных отметок) Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку компетенций

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ (В ПМ) МДК (Т)МДК (ЛПЗ)УППП ВПД+ компетенции++ умения+++ знания++++

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: определять элементы симметрии и основные морфологические особенности кристаллов Знать: виды симметрии; основные морфологические особенности кристаллов Оценка результатов лабораторной работы «Морфология кристаллов» Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Выполнять сложные формы огранки 1) верность и точность проектных расчетов; 2) соответствие выполненной огранки проекту 1)оценка расчетов (в курсовом проекте); 2) экспертная оценка качества огранки бриллиантов сложной формы ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ Экзамен (квалификационный) Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен» Объектами оценки на экзамене (квалификационном) могут выступать: 1.Продукт практической деятельности. Оценка продукта. Критерий - эталон качества 2. Процесс практической деятельности. Поэтапный контроль процесса выполнения задания. Критерий - соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному. 3. Объем профессионально значимой информации Практики – З или ДЗ МДК – Э или ДЗ (возможно - комбинированный) Использование рейтинговых и накопительных систем оценивания

Экзамен(квалификационный) ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОТОВЫЙ» «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» «ДОКУМЕНТЫ» С ЗАЩИТОЙ (ОБОСНОВАНИЕМ) БЕЗ ЗАЩИТЫ (ОБОСНОВАНИЯ) ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ ОЦЕНКА ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКТУ

ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПАСПОРТ КОС ПМ для обучающихся для оценивающих ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ результаты освоения программы перечень заданий 1) формы контроля 2) формы промежуточной аттестации: - экзамен (квалификационный) - ДЗ или Э по МДК - З или ДЗ по УП и/или ПП по выбору ОУ } по выбору ОУ обязательно УСЛОВИЯ ОЦЕНИВАНИЯ (контроль и аттестация) по выбору ОУ

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ