ПОТЕНЦИАЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕТСКИХ ДОМОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Дуброва Татьяна Игоревна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПКПРО, кандидат педагогических наук, доцент
О ДНИМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Э ТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПОДДЕРЖКУ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА УРОВНЕ ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
« РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЕЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ В СВОЕГО РОДА ЦЕНТР ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГОРОДА, ОБЛАСТИ, РЕГИОНА - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕХАНИЗМОВ НАЛАЖИВАНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И МАССОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В КОТОРОЕ СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ » (Н.Н.М АЛОФЕЕВ, 2011).
Н ЕСМОТРЯ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМЫ, СВОЙСТВЕННЫЕ СОВРЕМЕННЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ШКОЛАМ И ДЕТСКИМ ДОМАМ : - - Недостаточный уровень индивидуализации учебного процесса, отсутствие апробированных технологий индивидуальной коррекционной работы с каждым обучающимся; - - превалирование освоения навыков учебной деятельности над формированием и развитием жизненной компетентности, «житейского опыта».
АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ И О СОЗДАНИИ « ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ » С АДЕКВАТНЫМИ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА УСЛОВИЯМИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДРУГИХ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ, НЕ НАНОСЯ УЩЕРБА ЛИЧНОСТИ (Н.Н.М АЛОФЕЕВ, В.В.К ОРКУНОВ ).
Следовательно, важнейшей задачей совершенствования системы обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях СКОУ является достраивание отсутствующих структурных элементов в данной системе – блоков оценки состояния ребенка, прогнозирования его развития, отбора содержания индивидуальных мер коррекционного воздействия.
выбор наиболее адекватных методов педагогического воздействия и отбор содержания индивидуальных мер коррекции и развития ребенка; формирование основных компетентностей ребенка в соответствии с возрастом с целью достижения успешного профессионального самоопределения и социальной адаптации; расширение социального окружения и обогащение социального опыта детей через взаимодействие со школами общего назначения. Оценочно-прогностический индивидуальный подход имеет социальный эффект в обновлении качества образования (В.В.Коркунов).
социальный; пространственно-предметный; психолого-дидактический. Эффективная образовательная среда означает среда развивающая и развивающаяся. Она включает три основных компонента:
взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса; авторитетность руководителей: директора, педагогов и родителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса. Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
И ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЕГО КАК ЛИЧНОСТЬ.
1. широта широта – какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду; 2. интенсивность интенсивность – показывает степень насыщенности ее условиями, влияниями, возможностями среды; 3. модальность модальность – наличие или отсутствие условий и возможностей для развития активности человека и его личной свободы; Параметры экспертизы эффективности образовательной среды:
4. степень осознанности степень осознанности – включенность в нее всех субъектов образовательного процесса; 5. устойчивость устойчивость – стабильность во времени; 6. эмоциональность эмоциональность – соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов; Параметры экспертизы эффективности образовательной среды:
7. обобщенность (общность) обобщенность (общность) – наличие четкой концепции развития учреждения, ее утверждение на всех уровнях; 8. когерентность когерентность – согласованность влияния образовательной среды на личность с интересами личности; 9. социальная активность и мобильность социальная активность и мобильность – ориентированность потенциала среды к реальным меняющимся условиям жизнедеятельности. Параметры экспертизы эффективности образовательной среды:
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ДОСТИЖЕНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ!