Агрессия детей. Причины и предупреждение. Из опыта работы социального педагога МОУ Лицей 2
Словарь Агрессия (лат.) – означает «нападение», «приступ».
Психологический словарь Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.
Становление агрессивного поведения Снисходительность. Строгость.
Портрет агрессивного ребенка. Боязнь и ненависть к окружающим Боязнь и ненависть к агрессивным детям Агрессивные дети
Каких людей ты считаешь агрессивными? Ответы агрессивных детей: Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся. Ответы неагрессивных детей: Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных.
Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком? Ответы агрессивных детей: - Начал бы драться; - Ударил бы; - Испачкал бы; - Обрызгал бы. Ответы неагрессивных детей: - Прошел бы мимо; - Позвал на помощь; - Ушел бы; - Убежал.
Считаешь ли ты себя агрессивным ? Ответы агрессивных детей: - Нет. Ответы неагрессивных детей: - Нет.
Критерии агрессивности - Ребенок: - Часто теряет контроль над собой; - Часто спорит, ругается со взрослыми; - Часто отказывается выполнять правила; - Часто специально раздражает людей; - Часто винит других в своих ошибках; - Часто сердится и отказывается сделать что- либо; - Часто завислив, мстителен.
Анкета баллов – высокая агрессивность баллов – средняя агрессивность. 1-6 баллов – низкая агрессивность.
Как помочь агрессивному ребенку ? Работа с гневом. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Работа с гневом «Обзывалки» Цель – снять словесную агрессию, помочь ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме. «Мешочек для криков» Цель – избавление от гнева. «Физическое снятие агрессии» Цель – научить детей справиться со своей физической агрессией.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. «Камушек в ботинке» Цель – научить распознавать собственные эмоции и говорить о них. Особенно полезно для тревожных детей.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. «Я –сообщение»- Универсальная операция. Суть - в провозглашении педагогом своего самочувствия, состояния, мыслей в ответ на факт как некое явление жизни позитивного или негативного плана.
В заключение… Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос: «Интересно, что с ним сейчас происходит?»
Спасибо за внимание !!! С уважением социальный педагог МОУ Лицей 2 Лякина Галина Алексеевна.