Создание и развитие правового пространства гимназии как необходимое условие гражданского воспитания учащихся Муровякина Т.В. учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия 3»
Задачи: развитие адаптированного к современному социуму мышления; выработка умений находить и критически осмысливать поступающую информацию; анализировать и систематизировать полученные знания; воспитание ответственности за принимаемые решения; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социально- культурных и политико-правовых отношений.
Условия: различные эффективные аудиторные и внеаудиторные формы занятий; приобретение жизненного опыта на примере реализации принципов демократического, основанного на верховенстве закона и права общества; формирование активной жизненной позиции; возможность практического применения полученной системы знаний; социальные проекты и социальные практики
социум гимназии Художественно – творческое пространство Игровое пространство Учебное пространство Трудовое пространство Правовое пространство
структурные элементы; атмосфера; стиль жизни; определенные корпоративные нормы; право выбора индивидуальной учебной траектории; постоянные социальные практики;
Цель: правовая культура правовое пространства в гимназии представляет собой не просто неотъемлемый компонент системы гражданского воспитания, но тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру всех участников образовательного процесса.
Правовое пространство гимназии Учебные и факультативные курсы Педагогические объединения Ученические органы самоуправления Родительские организации Организации культуры Органы власти Зона ближайшего развития Зона социума
важное направление деятельности ШМО учителей обществоведческого цикла правовая социализация учащихся - важно, чтобы выпускник при завершении обучения в гимназии знал и умел защищать свои права, мог использовать возможности правовой системы государства, а также соблюдал права и законные интересы других людей.
Три стороны правовой социализации учащегося ТеоретическаяЛичностно ориентированная Практическая Грамотность Знаниевый компонент Осознание и восприятие как собственных норм и ценностей мировоззренчески й компонент Реализация в конкретных жизненных ситуациях Деятельностный компонент
Направления деятельности; создана ситуация выбора детьми содержания своего образования, формы освоения, темы, темпа, вариантов деятельности; (ИОП, НПК, факультативы, элективные курсы с политико-правовой тематикой, проектная деятельность) тенденция руководства гимназии делегировать ряд полномочий с административного уровня управления на общественный (Управляющий Совет); привлечение всех участников образовательного процесса к созданию норм и правил школьной жизни; (СК, НС, совместные мероприятия) создание в школе институтов защиты прав ребенка. (ШСП, социально психологическая служба) совершенствование школьной нормативной правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей всех участников образовательного процесса; привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и исполнению правовых норм в школе; создание системы информирования школьников по вопросам нормативного правового регулирования образовательного процесса, и, прежде всего, по тем, которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей;
Формы Урочные Социальные пробы и социальные практики Просветительскиенпк Встречи с представителями власти внеаудиторныеПрактические Социально- культурные проекты.
Результаты: призер на НПК «Медиация как способ разрешения конфликтов»; реализация проекта «Пермь 36 – демократия в твоих руках»; призеры на краевой олимпиаде по правам человека; работа ШСП; успешные социальные пробы; Рост правовой грамотности УОП
Спасибо за внимание!