«Реализация совместных образовательных проектов УМЦ ПО и ОУ СПО: итоги и перспективы» Учебно-методический центр по профессиональному образованию
Основой для реализации образовательных проектов отдела является Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
В подпрограмме «Управление качеством образования» поставлен вопрос о необходимости повышения качества государственных услуг в сфере образования, а также о модернизации деятельности городских методических служб. Основными результатами должно стать: - создание единого информационного пространства; - формирование современных механизмов обмена знаниями в системе образования (III, 6)
- «РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ РЕЙТИНГ КА- ЧЕСТВА ООП КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОД- ГОТОВКИ» - «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ON-LINE" С целью повышения качества общеобразовательной подготовки обучающихся ОУ СПО посредством повышения профессиональных компетенций преподавателей ООД запланирована на учебный год реализация проектов:
В течение 2011/12 учебного года в соответствии с планом работы на истекший год были реализованы следующие проекты: - «Система объективной оценки профессиональных достижений преподавателя ООД»; - «Система мониторинга качественного уровня подготовки обучающихся ОУ СПО по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам» (совместно с МФПУ «Синергия»); - «Учебное занятие on-line»; - «Репрезентативный рейтинг качества ООП как средство повышения качества общеобразовательной подготовки»
Цель Результат Проблема Серьезным недостатком является проблема организации технической поддержки «СтатГрадом» (сложный подбор заданий по предметам). От реализации проекта в этом году вынуждены отказаться. Преподаватели ОУ СПО, обучающиеся которых выполнили тестовые задания на «4» и «5» и подтвердили заявленные результаты на 100%, получили максимальное количество (10 баллов) в соответствии с Положением о рейтинге. Подтверждена объективность оценки знаний обучающихся. На основании полученных баллов ОУ СПО по всем дисциплинам был определен средний арифметический балл и составлен рейтинг колледжей в проекте. Наибольшее количество баллов по результатам тестирования получили Банковский колледж 45, Политехнический колледж 47, Московский промышленно- экономический техникум. Проект «Система объективной оценки профессиональных достижений преподавателя ООД» Тестирование обучающихся проводилось в марте-апреле 2012 года Проект «Система объективной оценки профессиональных достижений преподавателя ООД» Тестирование обучающихся проводилось в марте-апреле 2012 года Провести on-line тестирование обучающихся по программам НПО и СПО, имеющих оценки «хорошо» и «отлично» по следующим дисциплинам : русский язык, математика, история, иностранный язык, физика, химия (Техническая поддержка проекта осуществлялась системой «СтатГрад»)
В 2012/2013 учебном году запланированы мероприятия по проведению тестирования обучающихся I курсов по программам СПО и обучающихся I и II курсов по программам НПО с использованием телекоммуникационной сис- темы «СтатГрад» МИОО, Учебно-методический центр по профессиональному образованию оставляет за собой контроль за количеством обучающихся, участвующих в тестировании (100%), уровнем качества общеобразовательной подготовки (по результатам участия в диагностических и тренировочных работах по общеобразовательным дисциплинам)
Проект «Система мониторинга качественного уровня подготовки обучающихся ОУ СПО по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам» По плану реализация проекта была намечена на ноябрь 2011 года и апрель 2012 года. Техническую поддержку проекта осуществлял Московский Финансово-промышленный универси- тет. Серьезные сбои в работе образовательного портала Megacampus.com стали причиной того, что результаты тестирования не могут рассматривать- ся как объективные. Реализация проекта была приостановлена, а в январе 2012 года было принято решение об его отмене
Наиболее ярким и плодотворным образовательным проектом отдела 2011/2012 учебного года стал проект «Учебное занятие on-line» Проект своей целью ставил и ставит представление открытых учебных занятий преподавателей ООД, использующих современные педагогические технологии, способствующие формированию общеучебных компетенций. В проекте принимали участие преподаватели из 23 ОУ СПО, в том числе преподаватели более 10 ОУ СПО представили за учебный год по 2 открытых учебных занятия. В рамках проекта было продемонстрировано и обсуждено: 8 открытых учебных занятий иностранного языка; 8 открытых учебных занятий представили преподаватели социально-гуманитарных дисциплин; по 4 открытых учебных занятия подготовили преподаватели математики, физики, русского языка. Особо хочется отметить преподавателя физкультуры Гарипова А.Т. (Полиграфический колледж 56) и преподавателя информатики Макхамова Н.Ф. (Политехнический колледж 8), представивших единственные уроки по своим дисциплинам.
ЦельРезультат Изучение и трансляция передового педагогического опыта Стимулирует преподавателей к совершенствованию профессиональной компетенции Задача Проект «Учебное занятие on-line» Способствует изучению преподавателями ООД современных педагогических технологий и внедрению в образовательный процесс компетентностного подхода Дальнейшее стимулирование к использованию преподавателями в практике преподавания компетентностного подхода к обучению, изучение современных педагогических технологий, разработка технологических карт. Оптимизация организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Разработка принципов отбора дидактических единиц в соответствии с ФГОС по профессии/ специальности Составлен рейтинг ОУ СПО по качеству преподавания общеобразовательных дисциплин и проведена оценка уровня профессионального мастерства преподавателей и уровня методической работы в образовательном учреждении
В учебном году будет продолжена реализация проекта «Учебное занятие on-line». В ходе работы Конференции «Разработка образовательного контента и обеспечение качества общеобразовательной подготовки в условиях реализации проекта «Учебное занятие «on-line» (проведена 24 апреля 2012 года на базе Электромеханического колледжа 55) были внесены следующие предложения по совершенствова- нию проекта: - включить в состав методической комиссии по оценке открытых учебных занятий «оn-line» преподавателей-участников проекта прошлых лет, получивших наивысшие баллы; - расширить перечень номинаций: добавить номинацию «Внеклассное мероприятие оn-line»
Основные аспекты реализации проекта «Учебное занятие оn-line» в учебном году: 1. Заявка на участие в проекте подается преподавателями ООД ОУ СПО до 31 октября 2012 года 2. Открытые учебные занятия, представленные преподавателями ОУ СПО в рамках проекта, могут быть записаны на видеокамеру как специалистом УМЦ ПО, так и специалистом ОУ СПО при условии, что присутствие представителя УМЦ ПО при записи учебного занятия является обязательным
3. Образовательное учреждение может направить для участия в проекте не более двух преподавателей ООД, которые могут показать и представить на всеобщее обсуждение учебное занятие с использованием компетентностного подхода к обучению, способствующего формированию общеучебных компетенций, являющихся базовыми для формирования профессиональных (требование ФГОС по профессиям/специальностям). 4. Продолжительность открытого учебного занятия, представленного в рамках проекта, должна составлять минут.
5. Для проведения открытого учебного занятия преподавателем обязательно должна быть составлена технологическая карта учебного занятия на бумажном носителе и в электронном виде. 6. Презентация преподавателя, представленная на учебном занятии, не должна быть перегружена иллюстрациями, видеоматериалами, презентационными эффектами. В основе презентации должна быть содержательная часть, соблюдены этапы учебного занятия, отражена самостоятельная работа обучающихся по технологической карте.
7. Учебное занятие должно отвечать современным требованиям. При подготовке учебного занятия должны использоваться современные педагогические технологии, при самостоятельной работе обучающихся (индивидуальная и в малых группах) должна быть использована технологическая карта. Необходимый элемент профильная направленность.
Проект «Создание репрезентативного рейтинга качества общеобразовательной подготовки в ОУ СПО» системная и комплексная оценка качества ООП в ОУ СПО Задача Участие преподавателей ООД ОУ СПО в образовательных проектах, организуемых УМЦ ПО Участие преподавателей ООД в городских мероприятиях в соответствии с планом работы УМЦ ПО Участие обучающихся и преподавателей ООД ОУ СПО в городских и Всероссийских конкурсах Публикации, выступления преподавателей ООД на городских методических семинарах- совещаниях Участие преподавателей (сотрудников ) ОУ СПО в качестве организаторов при проведении ГИА Основные критерии
По итогам реализации проекта в учебном году лидерами рейтинга стали: Колледж автоматизации и радиоэлектроники 27 им. П.М. Вострухина Полиграфический колледж 56 Строительный колледж 26 Педагогический колледж 4
По критерию «участие в конкурсах» первые строки занимают: Политехнический колледж 2 Строительный колледж 38 Технологический колледж 24 По критерию «участие в проекте «учебное занятие on-line» лидируют : Политехнический колледж 8 Банковский колледж 45 Педагогический колледж 4 Технологический колледж 43 Электромеханический колледж 55 По критерию «участие преподавателей в городских методических мероприятиях» лидерами стали: Полиграфический колледж 56 Строительный колледж 26 Гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий 58
По критерию «наличие публикаций» лидируют: Колледж городской инфраструктуры и строительства 1 Гуманитарный колледж информационно- библиотечных технологий 58 Политехнический колледж 39 Технологический колледж 34 Политехнический колледж 2 По критерию «предоставление площадки для проведения ЕГЭ» первые места принадлежат: Колледж автоматизации и радиоэлектроники 27 им П.М. Вострухина Педагогический колледж 1 Педагогический колледж 4
Благодарю за внимание!