Международное сотрудничество ТГУ Риски и возможности: опыт включённого наблюдения А. Ю. Рыкун
основан в 1878 г. по указу Александра II старейший вуз Сибири и Дальнего Востока ТГУ в 2012 г студентов всех форм обучения студентов, аспирантов и докторантов очной формы обучения 400 докторов наук, 800 кандидатов наук
основан в 1878 г. по указу Александра II старейший вуз Сибири и Дальнего Востока ТГУ в 2012 г студентов всех форм обучения студентов, аспирантов и докторантов очной формы обучения 400 докторов наук, 800 кандидатов наук
Международное сотрудничество ТГУ В основном развиваются научные контакты, в меньшей степени образовательные Причины: 1.ТГУ предлагает образовательные программы на русском языке - опыт решения есть у ТПУ: преподавание ряда курсов на английском языке 1998 г. - масштабная программа языковой подготовки (количество часов изучения иностранного языка увеличено с 340 по ГОСТу до 1200) ! иностранный язык можно безболезненно убирать из учебного плана
Причины (продолжение): 2.Неразвитость инфраструктуры 3.Чрезвычайно долгие сроки согласования образовательных программ на уровне министерств - Средний срок прохождения министерской инстанции – более полугода Международное сотрудничество ТГУ
Положительные тенденции в научных и образовательных контактах российские исследователи из ТГУ - равные партнёры, коллективы, определяющие тематику исследований : 1)В области гуманитарных дисциплин - богатая источниковая база ТГУ 2)В области естественных наук – ТГУ – база для проведения исследований европейского уровня
ТГУ – донор, предоставляющий источниковую базу, поле, технологические возможности? Активность в сфере создания совместных магистратур (по темам славистики и русистики) В рамках проекта двойных дипломов со свободным ун-том Брюсселя по программе «Международные отношения и Европейские исследования» (Tempus) - курсы на английском языке. ( 2010 г. - магистерские дипломы получили 4 чел, все студенты ТГУ. В 2011 г. - столько же)
Препятствия для развития международного сотрудничества ТГУ Язык Долгие сроки согласования образовательных программ на уровне российских и зарубежных министерств (Средний срок прохождения министерской инстанции – более полугода)
Чем может привлечь ТГУ? Традиции Всемирно известные научные школы Образовательные программы, связанные с погружением в языковую среду
Отношение к Болонскому процессу Важнейший канал, мэйнстрим европейской интеграции - Болонский процесс Каково отношение к нему ТГУ? ! Важнейшие компоненты европейской системы высшего образования связаны не с кредитной системой и не со структурой образовательных учреждений ! Важнейшие компоненты европейской системы высшего образования связаны не с кредитной системой и не со структурой образовательных учреждений.
Практики, совместимые и несовместимые с особенностями российской системы высшего образования Неприемлемые: увольнение преподавателей, в т.ч. профессоров по итогам внешней проверки конкурсная система закупок практика ЕГЭ
Полезные: организация учебных программ по принципу 4+1 и 4+2 ! ! российский работодатель негативно реагирует на бакалавров ! ! Не решён вопрос об учёных степенях различия в объёмах, источниках и организации финансирования Практики, совместимые и несовместимые с особенностями российской системы высшего образования
Черты Европейского университета, на которые следует ориентироваться российским вузам: 1.Университеты разные, в т.ч. и в своём отношении к Болонскому процессу; 2.Европейские и американские университеты: не имеют профориентации предлагают разнообразные программы образовательной, исследовательской и культурной деятельности
3.Более высокие уровни включённости в научно- образовательные программы других вузов и стран, выше уровень академической мобильности 4.Нет проблемы инбридинга 5.Выше возможности для научного творчества 6.Кадровые проблемы связаны с социальным обеспечением преподавателей и профессоров пожилого возраста Ключевой фактор Ключевой фактор - наличие у лучших из них «своего лица» Черты Европейского университета, на которые следует ориентироваться российским вузам:
Специфические черты интернационализации социогуманитарного образования в ТГУ и Томске Развитие социогуманитарного знания до современного уровня сдерживается: 1.Отсутствие экспертного сообщества: - невозможность концентрации на исследовательской работе - неадекватность механизмов воспроизводства квалифицированных исследователей - отсутствие дискуссионных площадок, где могло бы формироваться экспертное мнение.
Развитие социогуманитарного знания до современного уровня сдерживается: 2.Крайне низкий уровень академической мобильности, хронический инбридинг 3.Крайне небольшое число научных школ, особенно в регионах и невозможность их воспроизводства 4.Отсутствие независимости, ангажированность преподавателей и исследователей Специфические черты интернационализации социогуманитарного образования в ТГУ и Томске
Спасибо за внимание!