РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ О.В.Ефимова, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПКПРО
«НОВЫЕ УСЛОВИЯ предъявляют НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к образованию, когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится основной задачей воспитания и сознания» Профессор С.П.Капица
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ВПФ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Уровень развития психофизического здоровья Уровень развития познавательной активности Уровень речевого развития Уровень развития ВПФ и эмоционально – волевой сферы Социальный статус
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕТ УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,ОПОРА НА УРОВЕНЬ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ВПФ УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР РЕБЕНКА КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МОТИВАЦИЯ ИНТЕРЕСА МОТИВАЦИЯ УСПЕХА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
МОТИВАЦИЯ ИНТЕРЕСА 1. Доступность 2. Проблемность 3. Занимательность 4. Смена видов деятельности
Занимательность Игровые ситуации Театрализация Состязательность
Смена видов деятельности Читаю Слушаю Пишу Говорю Думаю
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Стремление к максимальной гибкости Умение придать личностную окраску преподаванию Владение стилем легкого общения с учащимися Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРКА «ты можешь» «он может» «я могу»
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ «помогающие отношения» снятие чувства тревожности
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ФОРМЫ ТИПЫЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАДАЧИ
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Вводное занятие. 2. Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности. 3. Закрепление знаний и способов деятельности. 4. Комплексное применение знаний и способов деятельности. 5. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 6. Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся. 7. Коррекция знаний и способов деятельности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА урок-игра урок-путешествие урок-соревнование интеллектуальный хоккей урок – КВН интегрированный урок аукцион знаний урок-викторина урок - « Что? Где? Когда?» экскурсия
ЗАДАЧИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ 1. Систематизация и закрепление знаний учащихся; 2. Ликвидация пробелов в знаниях; 3. Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов; 4. Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему; 5. Развитие познавательной активности и интересов к предмету.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ Увлекательная форма урока и активизация процесса обучения Развитие ВПФ, операций синтеза, анализа, обобщения Развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений Снятие эмоциональной и физической замкнутости
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Повышение мотивации к процессу обучения Стойкое усвоение знаний Приобретение новых умений и навыков Развитие самостоятельности и коммуникабельности Развитие способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников Реализация триединых целей процесса обучения
Модель психолого-педагогического сопровождения
«У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Теодор Рузвельт
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ