Коммуникационного воздействия
1. Определение понятия «пропаганда» 2. Виды пропаганды 3. Источники пропагандистского воздействия 4. Функции пропаганды 5. Методы пропаганды 6. Контрпропаганда 7. Аспекты использования пропаганды
система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказание влияния на социальное поведение людей; распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств; средство манипуляции массовым сознанием целенаправленное распространение массовой информации об определенном образе жизни
Белая пропаганда – когда источник идентифицируется правильно, а информация, содержащаяся в послании точна. Серая пропаганда, когда источник может быть, а может и не быть правильно установлен, а точность информации не определена. Черная пропаганда – когда фальшивый источник (типа «подставных» радиостанций, самозванных представителей официальных органов или политических партий) распространяют заведомую ложь.
Государственные и негосударственные СМИ (печать, радио, TV, рекламные агентства) Политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипулирование информацией, имеющей социально-политическое значение.
Объектом воздействия пропаганды является сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки. Четкое определение своей аудитории – залог успешного ведения пропаганды. Типология аудитории по Д. Рисмену: Внешне – ориентированная (граница между близким и чужим зависит от традиционной ориентации) Внутренне – ориентированная (может быть «за границей») Традиционно – ориентированная (воспринимает свои сигналы от другого, но не нуждается в сложном инструментарии, чтобы их принять)
Информационная Функция организации поведения Функция коммуникации
«Перенос неодобрения» «Перенос негативного образа» « Наклеивание ярлыков » «Общественное неодобрение» «Имитационная дезинформация»
«Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску» «Использование контраста» «Закрепление положительного «противообраза» «Использование слухов»
«Прямое опровержение» « Информирование » « Отвлекающая пропаганда » « Уменьшение значимости темы » « Ограничительные меры »
По критерию законности - незаконности По критерию эффективности По критерию этичности – не этичности