ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА. КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ Масштабы потребления наркотиков и алкоголя в России, в первую очередь среди детей и подростков, а также значительной части трудоспособного населения создают реальную угрозу здоровью нации, демографии и национальной безопасности. Остановить нарастающую угрозу можно только совместными усилиями государства и общества ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ 1
Масштабы угрозы 1 место в мире по употреблению алкоголя на душу населения (15-18 литров), включая детей и стариков. Превышение предельно допустимых норм ВОЗ в 2 раза. Алкогольной зависимостью страдает не менее 2,2 млн. человек (официальная статистика), с учетом незарегистрированных - более 10 млн. человек. 90 % - люди трудоспособного возраста. Регулярно потребляют пиво 76 % населения. Возраст приобщения к алкоголю снизился до 15 лет. Ежедневно употребляют алкогольные напитки, включая пиво, 33 процента юношей и 20 процентов девушек. Алкоголизм В 2009 г. зарегистрировано около 555 тыс. наркоманов, из них 70% - с наиболее тяжелой формой зависимости. С учетом незарегистрированных - более 3 миллионов наркоманов, большинство - молодые люди (18-35 лет) За последние 10 лет количество наркозависимых подростков в России увеличилось в 17 раз. Наркомания 2
Ключевые факторы 1. Терпимое отношение в обществе к алкоголизму и немедицинскому потреблению наркотиков. Разобщенность усилий государства, общественных организаций и граждан в борьбе с алкоголем и наркоманией. 2. Недостаточная доступность и эффективность наркологической медицинской помощи алкоголикам и больным наркоманией. 3. Недостаточная доступность и эффективность психологической, педагогической и социальной помощи, которая в сочетании с медицинской помощью должна обеспечивать единую систему медико-социальной реабилитации алкоголиков и больных наркоманией, позволяющей вернуть их к полноценной жизни и предотвращать рецидивы. 3
Последствия Вклад в общую структуру смертности - около 11,9 %. С употреблением алкоголя связано 50-60% летальных исходов при катастрофах. 12% всех правонарушений и до 66% тяжких правонарушений совершались в состоянии алкогольного опьянения. Более 30% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях - из семей алкоголиков. Социально-экономические потери государства на одного больного, состоящего на учете - 418,5 тыс. рублей. По оценкам экспертов ВОЗ, в Российской Федерации из-за потребления алкоголя из 100 юношей (выпускников 2009 года) до пенсии доживут лишь 40. В Великобритании – 90. Алкоголизм. Суммарное экономическое бремя - 871,6 млрд. рублей (2,1% ВВП). Показатели распространенности ВИЧ–инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков составляют от 20 до 90%. За последние 15 лет на 50% увеличилась доля женщин, среди всех потребителей наркотиков. Получила распространение семейная наркомания Социально-экономические потери государства на одного больного, состоящего на учете - 1,67 млн. рублей. Наркомания. Суммарное экономическое бремя - 571, 175 млрд. рублей (1,4% ВВП). 4
«Если говорить откровенно, алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия... Напомню, что, по данным Минздравсоцразвития, в России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год...Это более чем в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как уровень, опасный для жизни и здоровья человека. И естественно, что этот уровень просто грозит деградацией нашей стране, нашему народу». На совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12 августа 2009 года «Это комплексная проблема, и решать её нужно комплексными методами: пропагандой здорового образа жизни, антинаркотических мероприятий …, затем – вопросы медицинского обслуживания и решения медицинских проблем, создание базы реабилитации, работа общественных организаций и средств массовой информации, работа (как я уже говорил) пограничной службы. Нужно мобилизовать все наши ресурсы на борьбу с этой заразой». «…принудительно лечить от алкоголизма и от наркомании – это себе дороже. Надо убеждать человека, порождать в нём внутреннюю мотивацию к необходимости преодоления этой беды. Важно, чтобы человек не чувствовал себя брошенным. Важно, чтобы он понимал и чувствовал, что если он попал в беду, сел на иглу или на колёса, как наркоманы говорят, на таблетки, значит, он должен почувствовать, что он не брошен, что он один на один не останется, что его близкие и друзья, родственники, родители его не бросят, школа не бросит, не бросит коллектив, где он работает либо учится, государство не бросит. Всё это вместе, только весь этот комплекс, даст нам положительный эффект». На Межрегиональной конференции региональных отделений партии «Единая Россия» Уральского федерального округа на тему «Стратегия социально-экономического развития Урала до 2020 года. Программа на годы» Государственная политика по сокращению потребления наркотиков и алкоголя Сокращение потребления наркотиков и алкоголя отнесено к приоритетам государственной политики. В настоящее время разработаны и приняты концептуальные документы, формируется система программных мероприятий. 5
Система целей и мер по сокращению спроса на наркотики и алкоголь 1. Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков и профилактики злоупотребления алкогольной продукцией. 2. Наркологическая медицинская помощь. 3. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией и алкоголизмом. Направлена на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера 6
КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ 1. Общенациональный характер проблемы наркомании и алкоголизма диктует необходимость мобилизации для ее решения всех возможных ресурсов государства и общества. 2. Активное привлечение общественных и религиозных организаций к эффективному решению большинства задач государственной антинаркотической и антиалкогольной политики прямо предусмотрено утвержденными концептуальными документами. 3. Потенциал активного вовлечения общественных и религиозных организаций, представителей бизнеса и граждан в антинаркотическую и антиалкогольную деятельность в первую очередь в области профилактики и реабилитации, до сих пор используется недостаточно. 4. Эффективные механизмы консолидации и координации отсутствуют, что приводит к появлению маргинальных и «популистских» инициатив. 7
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДАЦИИ УСИЛИЙ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ 1 Содействие государственной системе профилактики, включая «раннее выявление» и пропаганду трезвого образа жизни. 2 Содействие развитию системы наркологической медицинской помощи 3 Создание комплексной системы реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией Основной акцент необходимо сделать на развитие системы медико-социальной реабилитации лиц, страдающих от наркотической и алкогольной зависимости. 8
Ключевое направление - создание комплексной системы медико-социальной реабилитации Комплексная система медико- социальной реабилитации лиц, страдающих от наркотической и алкогольной зависимости. Повышает эффективность системы профилактики и наркологической медицинской помощи. Является эффективным средством борьбы с распространением алкоголизма и наркомании среди детей и подростков Обеспечивает возвращение к полноценной жизни значительного количества людей трудоспособного возраста. 9
Общественная инициатива по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, идущая снизу и поддержанная партией «Единая Россия», должна стать одним из приоритетных направлений деятельности. Координация общественной инициативы по борьбе с наркоманией и алкоголизмом в общенациональном масштабе под силу только влиятельной общественно-политической организации в рамках партийного социального проекта. 10
Механизмы реализации общественной инициативы по сокращению потребления алкоголя и наркотиков 1. Публичная поддержка Общественной инициативы как одного из приоритетных направлений партийной политики «Единой России» и направлений деятельности Объединенного Народного Фронта. 2. Разработка и принятие региональных программ, предусматривающих участие в их реализации общественных организаций, граждан и бизнеса. 3. Реализация проектов на медико-социальной реабилитации на принципах государственно-частного партнерства. 4. Информирование общественности о положительных результатах. 11
Ожидаемые результаты 1. Консолидация усилий государства и общества, направленных на существенное сокращение спроса на алкоголь и наркотики 2. Повышение эффективности функционирования государственной системы профилактики алкоголизма и немедицинского потребления наркотиков, в сочетании с возможностями современной и доступной системы лечения и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией 3. Существенное расширение существующей организационной и ресурсной базы антиалкогольной и антинаркотической деятельности. 12