СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада
« ВЕРНУТЬ В ШКОЛУ УТРАЧЕННЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЗ СЕМЬИ, БЕЗ САМОГО НАРОДА НЕВОЗМОЖНО.» Ю. П. АЗАРОВ Для размышления: Семья – общечеловеческая ценность. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ – ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. СЕМЬЯ - ПЕРСОНАЛЬНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Параметры семьи Социально - культурный социально - экономический Технико - гигиенический демографический
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ функции: -Воспитательная ; -Оздоровительная ; -Духовно – нравственная ; -Познавательно – образовательная; -Бытовая ; -Трудовая ; -Культурно – просветительная ; -Досугово – творческая; -Стимулирующая самостоятельный опыт личности; -Охранно – защитная.
Задачи: Гармоническое развитие ребенка; Забота о здоровье детей; Помощь в учении; Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; Помощь в социализации личности; Формирование опыта гуманных, эмоционально – нравственных отношений; Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
ГЛАВНЫЕ, ВЕЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: Климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения); Режим семейной жизни; Содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей)
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ: Функции: Информационная; Воспитательно – развивающая; Формирующая; Охранно – оздоровительная Контролирующая; Бытовая. Задачи: Формирование активной педагогической позиции родителей; Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; Активное участие родителей в воспитании детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПРЕДПОЛАГАЕТ: Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса; Группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса; Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ Методы психолого – педагогической диагностики: наблюдение беседа тестирование анкетирование деловые игры материалы детского творчества и др.
5 ТИПОВ СЕМЕЙ: 1 – й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. 2 – й тип: семьи, характеризующиеся нормальным отношением между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. 3 – й тип: конфликтные семьи. 4 – й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, эмоциональная связь поколений часто нарушена. 5 – й тип: неблагополучные семьи.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВКЛЮЧАЕТ 3 ОСНОВНЫХ БЛОКА: Повышение психолого – педагогических знаний -Университет педагогических знаний -лекции, семинары, практикумы -Конференции -Открытые уроки и классные мероприятия -Индивидуальные тематические консультации -Творческие группы, группы по интересам
Вовлечение родителей и общественности в учебно – воспитательный процесс Участие родителей и общественности в управлении школой - родительские собрания - организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела - помощь в укреплении материально – технической базы -родительский патруль -индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными детьми -Совет школы -комитет общественного контроля -классные советы, классные родительские комитеты -Совет содействия семье и школе
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: массовые групповые индивидуальные
Методы: -наблюдение; -беседа; -тестирование; -анкетирование; -деловая игра; -анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.