Ирина Адриановна Серикова Кандидат педагогических наук Учитель МБОУ-СОШ 168 г. Екатеринбурга Полихудожественное образование
целостный процесс художественного воспитания, гармоничное и постепенное освоение культурного наследия, раскрытие своего творческого потенциала и самореализации в творчестве, сложный структурный процесс, возникающий на основе взаимосвязи искусств, процесс, в котором каждое искусство предоставляет свои специфические качества. Полихудожественный подход развитие творческой активности школьников 2
Педагогические условия : методическое условие введение в учебный план единых общих тем воспитательное условие проведение уроков-обобщений кадровое условие участие преподавателей в разработке программы развития школы организационные условия развитая сеть кружков 3
Критерии развития творческой активности школьников: направленность ребенка на творчество, самостоятельность в творчестве, оригинальность. 4
Процесс формирования художественной культуры предполагает: воспитание зрительского эстетического вкуса; освоение общечеловеческих культурных ценностей и традиционного искусства; развитие способности видеть окружающий мир во всем его многообразии; воспитание умения ценить и понимать прекрасное в природе, искусстве и окружении; формирование умения использовать культурные ценности, художественные знания в собственной жизни и сознательно выделять из обилия окружающих предметов истинные ценности искусства. 5
Всеобщая графическая грамота. ( е) Кузин Владимир Сергеевич, 1938 г.р. Полихудожественное развитие школьников. ( е) Юсов Борис Петрович, 1934 г.р. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной ( е) Неменский Борис Михайлович, 1922 г.р е гг. – комплексное обучение конец 30-х годов политехнизация школьного образования 6
Середина 70-х гг. – исследования Б.П. Юсова Принципы системы занятий изобразительным искусством: 1) всеобщее художественное воспитание школьников; 2) преподавание искусства в тесной связи с развитием общества; 3) единство обучения и художественного творчества; 4) единство практической деятельности и восприятия действительности и искусства; 5) единство работы на плоскости и в объемно- пространственных видах художественной деятельности; 6) относительно самостоятельное развитие художественного восприятия; 7) единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. 7
I уровень - экологический подход к индивидуальному развитию восприятия и деятельности формирующейся; II уровень - комплексный, полихудожественный подход к процессу художественного образования; III уровень - индивидуальность художественно- образного мышления,. Уровни педагогической интеграции: 8
Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении: полихудожественный подход - выход за рамки «одного искусства»; экологический подход - связь с историей и развитием культуры; развитие фантазии и воображения, акцент на «детское» творчество; создание предметно-пространственной основы; опора на возрастные особенности каждого школьника. 9
Реализация полихудожественного подхода к освоению искусства позволяет объединить различные виды полихудожественной деятельности учащихся, способствует развитию внутренней культуры учащихся, творческого воображения, умения изложить собственные мысли и настроения средствами различных видов искусства, способствует пониманию образной структуры, художественнных произведений, чувства цвета, ритма, гибкости в поисках решения творческой задачи 10