Цветаева Марина Ивановна 9 октября 1892, - 31 августа 1941
Детство и юность … Марина родилась в Москве. Её отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать, Мария Мейн была пианисткой. Марина начала писать стихи не только на русском, но и на французском и немецком языках ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.
Образование … Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из - за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко ; продолжила его в пансионах Лозанны ( Швейцария ) и Фрайбурга ( Германия ). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старо - французской литературе.
Ранние произведения В написала повесть ( или рассказ ) « Четвертые », в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана « Орленок », посвященную трагической судьбе сына Наполеона ( ни повесть, ни перевод драмы не сохранились ). В литературе ей были особенно дороги произведения А. С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В. А. Жуковским.
Творческая деятельность … В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – « Вечерний альбом ». « Вечерний альбом » был очень доброжелательно встречен критикой : новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, М. С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве « Мусагет ». Также на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин ( который стал одним из самых близких ее друзей ).
Замужество … Зимой Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию ( Асю ) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья : В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна ( Аля ).
Переезд … Рождение сына … 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем - символистом Андреем Белым. В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений « Ремесло » ( опубл. в 1923) и поэму « Царь - Девица ». Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу, где учился в Карловом университете и получал стипендию. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу 1 августа В Чехии они провела более четырех лет. 1 февраля 1925 у них родился долгожданный сын, названный Георгием ( домашнее имя Мур ). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично ; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.
Франция … Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи ; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу ; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон.
Жизнь во Франции … Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – « После России » (1928). Эмигрантской литературной среде, преимущественно ориентированной на возрождение и продолжение классической традиции, были чужды эмоциональная экспрессия и гиперболизм Цветаевой, воспринимавшиеся как истеричность. Ведущие эмигрантские критики и литераторы ( З. Н. Гиппиус, Г. В. Адамович, Г. В. Иванов и др.) оценивали ее творчество отрицательно.
Творческий кризис … Во второй половине х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи ( одно из немногих исключений цикл « Стихи к Чехии » ( ) - поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине х. У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью и 18 июня 1939 Цветаева с сыном вернулись на родину.
Трагическая смерть … Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге работы так же не было, у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по - видимому, упрекал ее в их тягостном положении. И 31 августа 1941, Марина Цветаева повесилась в доме. Точное место ее захоронения неизвестно.