Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в образовательных учреждениях: результаты городского мониторинга Гращенкова Елена Леонидовна Научный сектор «Мониторинг инклюзивных процессов в образовании» ГРЦ ИПИО МГППУ
Выборка 2012 г (апрель 2012 г.) 100 учреждений Дошкольные образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику в г.Москве (инклюзивные ДОУ) учреждения Общеобразовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику в г.Москве (инклюзивные СОШ) Цель мониторинга - получение аналитической информации об изменении состояния инклюзивных дошкольных и общеобразовательных учреждений города Москвы на уровне округов и отдельных типов образовательных учреждений.
Вопросы, на которые отвечает мониторинг: Сколько ДОУ и СОШ в г.Москвы, реализующих инклюзивную практику, имеют специальные образовательные условия и какие? Какова потребность семей с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, в образовательном пространстве совместного обучения?
Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование в инклюзивных учреждениях города: детей с инвалидностью дети с ОВЗ
Какова потребность семей с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, в образовательном пространстве совместного обучения? Если в округе создано достаточно инклюзивных образовательных учреждений и они равномерно распределены по всем муниципальным районам этого округа, то востребованность образовательных услуг семьями с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ высока. Территориальная доступность инклюзивного образовательного учреждения является одним из главных факторов, влияющий на выбор родителями учреждений массового образования для обучения своих детей.
Наличие специальных образовательных условий в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику Архитектурные условия Специальное оснащение Специальное оборудование Профессиональные кадры
Наличие архитектурных условий в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику Архитектурные условия: наличие пандуса, широких дверей, лифта, адаптированного туалета, отсутствие порогов и другие.
Специальное оборудование в инклюзивных учреждениях Наименование оборудования из рекомендованного перечняДОУ %СОШ % Зрительные ориентиры3440,8 Оборудованная игровая зона4130,1 Массажный кабинет3924,3 Лечебный кабинет2234,0 Дополнительное освещение доски450,5 Кабинет ЛФК2231,1 «Бегущая строка»444,7 Подъемники для пересаживания2618,4 Поручни для передвижения в коридорах247,8 Таблички с названиями кабинетов по Брайлю74,9 Функциональное ортопедическое кресло91,9 Ридеры, наушники (для восприятия аудиотекстов)15,8 Дополнительное освещение рабочего места22,9 Средства альтернативой коммуникации22,9 Специальные ручки и канцелярия, приспособленная для детей с ДЦП 40,0 Звуковые ориентиры21,0 Тактильная дорожка в коридоре11,9 Оборудование для альтернативного управления компьютером 11,0 Планшеты-коммуникаторы11,0 Световая индикация начала и окончания урока00,0
Кадровый ресурс инклюзивных образовательных учреждений как особое образовательное условие соотношение общего числа педагогических работников ОУ и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ количество специалистов сопровождения и их состав профессиональная подготовка специалистов к реализации инклюзивного обучения
Каково соотношение количества детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, и здоровых сверстников в группах совместного обучения? 68,4% детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, в инклюзивной группе в ДОУ. В среднем детей (из них 2 ребенка-инвалида) 13,6% детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, в классе с совместным обучением СОШ. В среднем, 2-3 школьника (из них 1 ребенок-инвалид)
Вопросы, на которые отвечает мониторинг: Сколько ДОУ и СОШ в г.Москвы, реализующих инклюзивную практику, имеют специальные образовательные условия и какие? Какова потребность семей с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, в образовательном пространстве совместного обучения?