Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Методология научного исследования - учение о методах познания и преобразования научной теории и практики, распространение принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность исследователя Научно-методический уровень выбор методов исследования, соответствующих теоретической концепции Логико-гносеологический уровень определение объекта и предмета исследования, научного аппарата, выявление тенденций и зависимостей, взаимосвязь с другими областями исследования Научно-содержательный уровень учет закономерностей и принципов изучаемой сферы социальной деятельности, точное использование категорий, Мировоззренческий уровень учет факторов формирования и развития общества и личности, положений о значении системообразования в развитии общества, об активной творческой деятельности человека Гносеологический уровень опора на всеобщие законы развития общества, природы и человеческого мышления, учении о развитии, основные философские категории
Научный аппарат диссертации Объект исследования Методология исследования Положения, выносимые на защиту Задачи исследования Предмет исследования Цель исследования Новизна исследования Методы исследования База опытно- экспериментальной работы Гипотеза исследования
Объект диссертационного исследования Под объектом в философии понимают часть объективной реальности, которая находится на том или ином этапе становления теоретической и практической деятельности человека как социального субъекта. Объектом диссертационного исследования являются факты и явления соответствующей области теоретической и практической деятельности человека. Объектом педагогического исследования, например, является изучение педагогических явлений или фактов в ходе учебно-воспитательного процесса. Объектом диссертационного исследования по экономическим наукам является изучение экономических явлений или фактов в процессе социальной практики человека
Предмет диссертационного исследования Предметом диссертационного исследования по юриспруденции могут быть, например, отдельные более конкретные стороны юридического явления, факта, объекта Предмет исследования - важнейший элемент объекта, который находится в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта»(.Бабанский Ю.К. Избранные произведения,- М., С.439.). Объект исследования Предмет исследования
Например, целью диссертационного исследования по психологии может быть: разработать теоретические основы профессиональной культуры психолога, выявить пути ее формирования, становления и совершенствования. Объект исследования Предмет исследования Цель диссертационного исследования - конечный результат, который соискатель стремится достичь в своей диссертации. Это может быть изменение, определение, описание предмета исследования, выявление условий, путей, направлений его изменения и развития
Задачи диссертационного исследования - определение и последовательное достижение промежуточных результатов, которые позволяют достичь цели исследования Основные способы формулирования и решения задач диссертационного исследования: А) Изучение предмета по условно разделенным частям, исследование которых в своей совокупности позволяют познать предмет в целом достичь цели диссертации: Предмет исследования Задачи Цель достигнута Б) Поэтапное изучение предмета исследования, когда решение каждой последующей задачи, невозможно без успешного решения предыдущей: Предмет исследования Задачи Цель достигнута
Виды гипотез Описательные Объяснительные Прогностические Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; вообще предположение, требующее подтверждения» ( Ожегов С. Словарь русского языка.-М.,1988.-С.134.).
В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы. Объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте. Например: «Если в процессе обучения деловому общению на этапах усвоения стереотипизированного материала использовать компьютеры, то можно быстрее и успешнее обучать закономерностям построения соответствующих текстов, подключить студентов к овладению творческими моментами речевой деятельности и тем самым обеспечить готовность к реальной коммуникации, повысить культуру речи студентов.» Особенности объяснительной гипотезы
Особенности описательной гипотезы Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений, например: «Эффективность совершенствования социально-значимых умений речевого общения преподавателей психологии может быть существенно повышена, если в ее основе будет находиться модель учебного процесса, основывающегося на учете взаимосвязи типичных ситуаций педагогического и профессионального общения, социально значимых умений и комплекса упражнений». Таким образом описательная гипотеза может определяться по схеме: эффективность совершенствования того или иного вида деятельности может быть повышена, если будет сделано то-то и то-то.
Прогностическая гипотеза, как считают специалисты «делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования» (Кочетов А.И. Культура педагогического исследования, Минск, С.62.). Особенности прогностической гипотезы
Методы исследования Теоретические историографический, анализ литературных источников сравнительно- сопоставительный, моделирование Эмпирические Методы обработки данных наблюдение (прямое, косвенное, включенное) констатирующий и формирующий эксперименты, рефлепрактика; тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение практического опыта и др. Количественные (статистические) Качественные (дифференциация по группам и блокам) Комплексное применение методов Лонгитюдное применение методов
Уровни новизны диссертационного исследования Адаптация разработанного, созданного другими исследователями в новых условиях Рационализация, усовершенствование разработанного, созданного другими исследователями Конструирование, создание нового из нескольких ранее созданных, разработанных другими идей, решений, методик и т.п. Открытие принципиально нового, никогда ранее не существовавшего