Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Транксрипт:

Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.

Методология научного исследования - учение о методах познания и преобразования научной теории и практики, распространение принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность исследователя Научно-методический уровень выбор методов исследования, соответствующих теоретической концепции Логико-гносеологический уровень определение объекта и предмета исследования, научного аппарата, выявление тенденций и зависимостей, взаимосвязь с другими областями исследования Научно-содержательный уровень учет закономерностей и принципов изучаемой сферы социальной деятельности, точное использование категорий, Мировоззренческий уровень учет факторов формирования и развития общества и личности, положений о значении системообразования в развитии общества, об активной творческой деятельности человека Гносеологический уровень опора на всеобщие законы развития общества, природы и человеческого мышления, учении о развитии, основные философские категории

Научный аппарат диссертации Объект исследования Методология исследования Положения, выносимые на защиту Задачи исследования Предмет исследования Цель исследования Новизна исследования Методы исследования База опытно- экспериментальной работы Гипотеза исследования

Объект диссертационного исследования Под объектом в философии понимают часть объективной реальности, которая находится на том или ином этапе становления теоретической и практической деятельности человека как социального субъекта. Объектом диссертационного исследования являются факты и явления соответствующей области теоретической и практической деятельности человека. Объектом педагогического исследования, например, является изучение педагогических явлений или фактов в ходе учебно-воспитательного процесса. Объектом диссертационного исследования по экономическим наукам является изучение экономических явлений или фактов в процессе социальной практики человека

Предмет диссертационного исследования Предметом диссертационного исследования по юриспруденции могут быть, например, отдельные более конкретные стороны юридического явления, факта, объекта Предмет исследования - важнейший элемент объекта, который находится в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта»(.Бабанский Ю.К. Избранные произведения,- М., С.439.). Объект исследования Предмет исследования

Например, целью диссертационного исследования по психологии может быть: разработать теоретические основы профессиональной культуры психолога, выявить пути ее формирования, становления и совершенствования. Объект исследования Предмет исследования Цель диссертационного исследования - конечный результат, который соискатель стремится достичь в своей диссертации. Это может быть изменение, определение, описание предмета исследования, выявление условий, путей, направлений его изменения и развития

Задачи диссертационного исследования - определение и последовательное достижение промежуточных результатов, которые позволяют достичь цели исследования Основные способы формулирования и решения задач диссертационного исследования: А) Изучение предмета по условно разделенным частям, исследование которых в своей совокупности позволяют познать предмет в целом достичь цели диссертации: Предмет исследования Задачи Цель достигнута Б) Поэтапное изучение предмета исследования, когда решение каждой последующей задачи, невозможно без успешного решения предыдущей: Предмет исследования Задачи Цель достигнута

Виды гипотез Описательные Объяснительные Прогностические Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; вообще предположение, требующее подтверждения» ( Ожегов С. Словарь русского языка.-М.,1988.-С.134.).

В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы. Объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте. Например: «Если в процессе обучения деловому общению на этапах усвоения стереотипизированного материала использовать компьютеры, то можно быстрее и успешнее обучать закономерностям построения соответствующих текстов, подключить студентов к овладению творческими моментами речевой деятельности и тем самым обеспечить готовность к реальной коммуникации, повысить культуру речи студентов.» Особенности объяснительной гипотезы

Особенности описательной гипотезы Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений, например: «Эффективность совершенствования социально-значимых умений речевого общения преподавателей психологии может быть существенно повышена, если в ее основе будет находиться модель учебного процесса, основывающегося на учете взаимосвязи типичных ситуаций педагогического и профессионального общения, социально значимых умений и комплекса упражнений». Таким образом описательная гипотеза может определяться по схеме: эффективность совершенствования того или иного вида деятельности может быть повышена, если будет сделано то-то и то-то.

Прогностическая гипотеза, как считают специалисты «делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования» (Кочетов А.И. Культура педагогического исследования, Минск, С.62.). Особенности прогностической гипотезы

Методы исследования Теоретические историографический, анализ литературных источников сравнительно- сопоставительный, моделирование Эмпирические Методы обработки данных наблюдение (прямое, косвенное, включенное) констатирующий и формирующий эксперименты, рефлепрактика; тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение практического опыта и др. Количественные (статистические) Качественные (дифференциация по группам и блокам) Комплексное применение методов Лонгитюдное применение методов

Уровни новизны диссертационного исследования Адаптация разработанного, созданного другими исследователями в новых условиях Рационализация, усовершенствование разработанного, созданного другими исследователями Конструирование, создание нового из нескольких ранее созданных, разработанных другими идей, решений, методик и т.п. Открытие принципиально нового, никогда ранее не существовавшего