Развитие творческой активности на основе логического мышления при изучении географии Липина С.Ф. учитель географии.
Основные типы ключевых компетенций: - Информационную (способы приема, хранения, оформления передачи информации) - Проектировочную (способы определения целей, их достижений) - Оценочную ( способы сравнения результатов, прогнозирования, систематизация, конкретизация) - Коммуникативную (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).
Тема: Развитие творческой активности на основе логического мышления при изучении географии. Цель: внедрение в работу разнообразных методов, форм развития творческой активности учащихся обеспечивающих формирование логического мышления.
Задачи: 1. Проанализировать существующие подходы к развитию творческой активности учащихся. 2. Проверить эффективность использования методов, форм развития творческой активности для формирования логического мышления. 3. Показать, что познавательный интерес учащихся способствует всестороннему развитию личности.
Условия формирования логического мышления: Проблемное обучение Самостоятельные занятия Исследовательские задания Демократический стиль поведения Эмоциональная стабильность Уравновешенность.
Этапы творческого процесса: 1. Подготовка – сбор информации 2. Вынашивание идеи 3. Озарение 4. Проверка через практику.
Познавательные способности и навыки: Владение информацией Перенос усвоенного на новый материал Умение делать выводы Участие в решении проблем Умение замечать различия Анализ ситуаций Умение оценивать результат Умение предвидеть последствия Умение рассуждать Логичность в мышлении Любознательность.
Творческие способности - Способность рисковать Быстрота мышления Гибкость в мышлении Способность высказывать идеи Изобретать что-то новое Богатое воображение Развитие интуиции.
Творческие задания Образные Логические Оценочные задания прогнозы задания противоречия задания альтернотивы задания размышления задания исследования поисковые задания
Методы и формы: Занимательные задания Работа с картой Работа с контурной картой Оперирование цифрами Работа с терминами Кроссворды
Развитие творческой активности учащихся Творческие задания МетодыФормы работы Условия формирования логического мышления Познавательные способности Творческие способности НавыкиКомпетенции 1.ОбразныеСловесные Наглядные Иллюстративны е Занимательные задания Работа с картой Кроссворды Самостоятельные занятия Эмоциональная стабильность Словарный запас Любознательность Владение информ. Логичность мышления Развитие интуиции Быстрота мышления Гибкость в мышлении Богатое воображение Умение делать выводы, рассуждать, замечать различия. Информационна я Проектировочна я Коммуникативна я 2.ОценочныеСловесные Наглядные Поисковые Занимательные задания Оперирование цифрами Работа с картой Самостоятельные занятия Проблемное обучение Уравновешенность Владение информацией Перенос усвоенного на новый материал Анализ ситуации Способность рисковать Быстрота мышления Развитие интуиции Умение делать выводы, оценивать результат, предвидеть последстви, замечать различия. Информационна я Оценочная 3. Логические Словесные Наглядные Исследовательс к Поисковые Работа с картой, контурной картой, Эксперимент Работа с терминами Кроссворды Заним. задания Проблемное обучение Самостоятельные занятия, Исследовательск, поисковые задания Владение информацией Анализ ситуаций Любознательность Логичность в мышлении Быстрота мышления Способность высказывать идеи Изобретать что-то новое Развитие интуиции Умение улавливать идеи, рассуждать, замечать различия, делать выводы. Информационна я Проектировочна я Оценочная Коммуникативна я
Результативность работы: 1. В процессе обучения учащиеся достигают требований государственных стандартов федерального и регионального уровней. За период с 2006 – 2010 год учащиеся освоили базовый уровень, при этом повышенный уровень стандарта возрос. 2. Показателем результативности являются итоги участия школьников в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». 3. Результативность качества образования по географии подтверждается результатами итоговой аттестации.
Динамика раскрытия творческого потенциала Фамилия имя уч.год уч.год уч.год. 1. Могильникова Наталья 2. Тарасова Алена Школьная олимпиада – 1место Районная олимпиада – 5 место Школьная олимпиада – 1 место Районная олимпиада – 8 место Проект УОУ районный конкурс -1 место. Школьная олимпиада – 1 место Районная олимпиада – 2 место. Школьная олимпиада – 1 место Районная олимпиада – 5 место Проект Экологическая тропа в районном –1место, В областном – 4 место. Школьная олимпиада – 1 место ЕГЭ – 87 баллов. Школьная олимпиада – 1 место, Поступление в Уральский экономический университет.
Результаты ЕГЭ по географии Учебный год Фамилия имя выпускникаКоличество баллов Другов Иван Черепанов Иван Липин Юрий Фефелов Михаил Чебыкина Анна Могильникова Наталья
Итоги олимпиады по географии (районный тур) Учебный год Класс Фамилия имя Место класс 10 класс 11 класс 9 класс 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс Кожева Александра Черепанов Иван Пантюшев Алексей Могильникова Наталья Чебыкина Анна Черепанов Иван Могильникова Наталья Тарасова Алена Чебыкина Анна Тарасова Алена 8 место 10 место 8 место 5 место 14 место 6 место 2 место 5 место 11 место
Проблемы: 1. Произошло снижение уровня географического образования, этот предмет изучается в школе в основном один раз в неделю. 2. География сегодня не востребована на должном уровне. 3. Утверждениям о важности географической науки противостоят альтернативные подходы – телевидение, кино, интернет-ресурсы, турфирмы. 4. Мало уделяется внимание в методической литературе по географии проблеме: что преподавать и ради чего?
Задачи: 1. Продолжить работу по теме самообразования «Развитие творческой активности на основе логического мышления при изучении географии». 2. Постоянно знакомиться с новинками методической литературы повышая свой профессиональный уровень. 3. Разнообразить методы, формы своей работы через введение инновационных технологий, что позволит активизировать учебный процесс и повысит интерес к предмету.
Личный перспективный план по самообразованию на 2010 – 2014 год. Учебный год Планируемые виды деятельности Изучение новинок методической литературы по теме самообразования. Изучение методической литературы по инновационным технологиям обучения. Создание личного портфолио педагога Развитие творческой активности учащихся через применение инновационных технологий (в т.ч. информационных). Работа над проектно – исследовательской деятельностью учащихся. Обмен опытом работы по теме самообразования на ШМО Систематизация накопленного материала по теме самообразования. Участие учащихся с проектно – исследовательскими работами на районных конкурсах. Участие с методическими разработками по теме самообразования в районных конкурсах. Разработка презентации по теме самообразования Участие в родительском собрании, доведение до родителей результативности работы детей. Мониторинг успешности учащихся по предмету. Обобщение опыта работы по теме самообразования на РМО.
Список литературы 1. Астанина Н.И.- Исследовательская деятельность как средство формирования творческой активности школьников. : География в школе, 5, Вилейто Т.В. – Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке.: География в школе, 1,2, Ермошкина А.С. – Методические условия предпрофильной подготовки по географии выпускников основной школы. : География в школе, 3, Кульневич С.В. – Современный урок. – Волгоград: Учитель, Спасенова Е.Н. – Урок – игра. : География в школе, 1, Стрельникова Т.Д. – Использование отдельных видов интерактивных технологий на уроках географии. : География в школе, 5,10, Чанова М.В. – Возможности технологии методов проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования. : География в школе, 6,8, Яковлева Н.В. – География. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, Яковлева Н.В. – Уроки учительского мастерства. – Волгоград: Учитель, 2009.
Спасибо за внимание.