Методическая разработка. «Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся».
Цель работы: показать роль проектных технологий в развитии исследовательской компетенции школьников. Задачи: изучить опыт педагогов по теме; раскрыть сущность исследовательской компетенции; определить содержание проективной методики как образовательной технологии; классифицировать виды школьных проектов; описать опыт применения метода проектов.
Актуальность: В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проективная технология позволяет это сделать достаточно успешно.
Новизна работы состоит в том, что предпринята попытка с помощью проективной технологии осуществить компетентностный подход на уроках истории Практическая полезность: для учителей истории и обществознания для учителей активно применяющих метод проектов для успешной организации работы учащихся над проектом
Исследовательская компетенция предполагает: Способность ставить и решать исследовательские задачи. Осуществление поиска, переработки, систематизации и обобщения информации. Создание значимых продуктов исследовательской деятельности. Готовность и способность эффективно строить научное общение.
Метод проектов позволяет эффективно сформировать исследовательскую компетенцию.
Из истории метода проектов. Идея обучения методов проектов возникла в начале XX в. в трудах американских учёных Е.Пархерста, У.Килпатрика и Дж.Дьюи. В нашей стране метод проектов пыталась использовать набольшая группа сотрудников во главе с русским педагогом С.Т.Шацким, но в 1931 г. метод проектов был осуждён и вплоть до недавнего времени им никто не занимался. Дж.Дьюи
Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно – познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности».
«Три кита» проектной технологии СамостоятельностьДеятельностьРезультативность
Цели проектного обучения. Способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества. Развивать исследовательские умения.
Этапы работы над проектом. По Е.С.Полат: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Исследование. 4. Формулирование результатов или выводов. 5. Защита проекта. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. По Н.Ю.Пахомовой: 1. Погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация проекта.
Классификация проектов. КритерииВиды проектов По содержанию 1. Монопредметные. 2. Межпредметные. 3. Надпредметные. По методу, доминирующему в проекте. 1. Творческие. 2. Исследовательские. 3. Игровые. 4. Информационные. 5. Практико- ориентированные. По характеру координирования.Проекты с явной координацией. Проекты со скрытой координацией.
По включённости проектов в учебные планы. 1. Текущие. 2. Итоговые. По характеру контактов. 1. Внутренние. 2. Международные. По продолжительности выполнения. 1. Мини-проекты. 2. Средней продолжительности. 3. Долгосрочные. По количеству участников. 1. Коллективные. 2. Индивидуальные. 3. Групповые.
Метод проектов в преподавании истории с целью формирования исследовательской компетенции учащихся. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках учебного материала практически по любой теме. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
Правила для учителя. Поскольку проектная работа даёт возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Проектные работы являются открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить дополнительный материал. Большинство проектов могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Темы проектов для учащихся 5 – 6 классов. «Предметы старины в моём доме». «Герб моей семьи». «Моя родословная». «По следам первобытного человека». «Герои Эллады». «Рим: от расцвета до заката». «По страницам истории средних веков». «Путешествие по русским княжествам».
Темы проектов для учащихся 7 – 8 классов. «Рабовладение в США в XIX веке и крепостная система в Российской империи». «Личность Бориса Годунова». «Золотой век» русской культуры» «Великие реформаторы России». «Герои и злодеи в истории России».
Темы проектов для учащихся 9 – 11 классов. « Культура первой половины XX века: деградация или расцвет». «Православные святыни мира». Презентации учебников истории и обществознания. «История моей семьи в истории моей страны». «Загадки истории».
Степень эффективности уроков с применением метода проектов. КлассЭмоциональное восприятие (%) Качество знаний (%) 5 «А»75%100% 5 «Б»71%100% 5 «В»56%100% 9 «В»85%100% 10 «А»67%100% 10 «В»45%100%
Сформированность показателей учебной деятельности (метод проектов) (%). 1 – продуктивность 2 – исследовательская компетенция 3 – креативность 4 - успешность
Оценка метода проектов. Плюсы: решает проблему мотивации; реализует принципы личностно- ориентированного обучения; эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции; тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Минусы: трудно совместить с классно-урочной системой; не выработаны критерии оценок; большая эмоциональная нагрузка как на ученика, так и на учителя; неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности.
Выводы: Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.