«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и краеведения как условие воспитания гражданственности» Батищева Галина Михайловна, Батищева Галина Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «ООШ 17»
Самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий… Противоречия: между перегруженностью школьных программ фактологическим материалом и недостатком учебного времени для активной поисковой деятельности учащихся; между отсутствием эффекта новизны при повторном обращении к материалу в 10 – 11 классах и потребностью в углублении знаний и совершенствовании умений учебной деятельности; между ослаблением в современном обществе подлинной гражданственности и наличием в содержании образования национально- регионального компонента.
Ведущая педагогическая идея опыта Развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры
Организация исследовательской работы с учащимися при изучении истории дает возможность решить ряд задач: осуществить более глубокое и прочное усвоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся; познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании; включить ребенка в контекст научного исследования; научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи; приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.
Теоретическая база опыта Теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В.Занков, И. С. Якиманская) Психолого- педагогические аспекты исследовательской деятельности учащихся (Лернер И. Я., Запорожец Н. И., Донской Г.М.).
Актуальность опыта Исследовательская деятельность учащихся позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики.
Компоненты исследовательской культуры школьника: мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Методы исследовательской деятельности Самостоятельная работа учащихся над историческим источником Написание эссе Проведение мини–социологических опросов, анкет, интервью
В с е р о с с и й с к о е т у р и с т с к о – к р а е в е д ч е с к о е д в и ж е н и е «О т е ч е с т в о» «Летопись родного края» «Земляки » «Великая Отечественная война» «Война и дети»
Критерии тематики ученических исследований актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении; соответствие интересам учащегося- исследователя; реальная выполнимость; возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой; обеспеченность необходимым количеством различных источников; грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения
Уровни исследовательской деятельности контроль выполнения и оценка полученного результата проведение и оформление исследования планирование выработка гипотез постановка целей
Составные части исследовательской работы Титульный лист Аннотация Научная статья
Процент справившихся с заданиями части С ГИА обществознание учебный год
Процент справившихся с заданиями части С ЕГЭ обществознание учебный год
С п а с и б о з а в н и м а н и е !