Тема исследования: Опыт преодолевающей адаптации в учебной деятельности как средство развития самостоятельности студентов в вузе Тема квалификационной работы студентки Черкашевой Ксенией Сергеевны Самоуправление как средство формирования лидерской активности Проблема исследования: целевая направленность процесса адаптации студентов вуза на преодоление трудностей в учебной деятельности, опыт которого и формирует самостоятельность.
Гипотезы Индивидуальный опыт преодолевающей адаптации студентов при дистанционной форме обучения обеспечивает становление высокого уровня самостоятельности. И Использование копинг-стратегий с высоким уровнем волевых усилий (конфронтативная, самоконтроль, принятие ответственности, планирования решений, положительной переоценки) в дистанционном обучении выше, чем в традиционном.
Цель исследования Выявить различия между индивидуальным опытом преодолевающей адаптации и уровнем развития самостоятельности в учебной деятельности студентов дистанционной и традиционной формы обучения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выделить три группы студентов, имеющих различные уровни самостоятельности в дистанционной и традиционной системе обучения. 2.Определить для каждой группы студентов стили преодоления сформировавшиеся в опыте личности в поведении и деятельности 3. Осуществить сравнительный анализ использования копинг-стратегий в различных системах обучения в вузе: дистанционное, традиционное
Объект исследования : копинг-поведение личности Предмет исследования: Преодолевающая адаптация в учебной деятельности студентов СГА с различным уровнем самостоятельности План психологического эксперимента: Первый этап выделение студентов по уровню самостоятельности в учебной деятельности на три группы: автономные, неопределенные, зависимые в двух формах обучения дистанционное (студенты СГА г. Челябинск) и традиционное обучение (студенты Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ). Второй этап. Изучение использования копинг- стратегий в опыте поведения и деятельности студентов СГА и ЧГПУ. Сравнительный анализ полученных данных. Третий этап. Обобщающий. Анализ полученных эмпирических данных и их интерпретация, формулирование выводов.
Методика исследования: 1. Опросник «копинг-стратегии» Р. Лазаруса. 2. Г.С. Прыгин Опросник изучения автономности-зависимости в учебной деятельности». Исходный уровень и условия протекания эксперимента В исследование принимало участие 34 студента дистанционного обучения n= 34 Психодиагностика проводилась со студентами, которые по собственному желанию, после беседы добровольно согласились принять участие в диагностике. Независимые переменные: копинг стратегии Варьирование условий: дистанционное и традиционное обучение
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: полученные результаты исследования можно использовать для организации самостоятельной работы студентов в вузе, реализации воспитательной функции вуза, для обоснования преимуществ дистанционного обучения.
Типология студентов по уровню самостоятельности в различных системах обучения Системы обучения АвтономныеНеопреде- ленные Зависимые Кол-во студ енто в % % % Дистан- ционное (СГА) Традици- онное (ЧГПУ)
Типология студентов по уровню самостоятельности в различных системах обученияВыводы: В дистанционной системе обучения количество студентов с высшим уровнем самостоятельности (автономности) и неопределенных в учебной деятельности выше, чем в традиционной системе обучения. Проявление зависимости, как низкого уровня самостоятельности в той и другой системе обучения одинаковы
Копинг – стратегии студентов СГА и студентов ЧГПУ вуз Конфрон тативный копинг Дистан цирование Само контрол ь Поиск социальной поддержки ЧГПУ СГА вуз Принятие ответ ственности Бегство- избегани е Плани рование решения проблемы Положи тельная переоценк а ЧГПУ СГА
Процентное выражение копинг-стратегий студентов педагогического университета и студентов СГА Выводы: 1.В целом использование копинг стратегий в дистанционном обучении значительно выше, чем в традиционной системе. 2. Студенты в дистанционной системе обучения меньше, чем в традиционном обучении используют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки, но избегание намного выше, чем у студентов с традиционной системой обучения. 3. Ведущей копинг-стратегией у студентов с традиционной системой обучения является положительная переоценка и меньше используется конфронтативный и дистанцирование. 4. Ведущей копинг-стратегией у студентов с дистанционной системой обучения является положительная переоценка и бегство- избегание, менее всего используется копинг-стратегия поиск социальной поддержки
Процентное выражение копинг-стратегий студентов традиционной и дистанционной системы обучения с различным уровнем самостоятельности Копинг-стратегии конфрдистансамок.поддер. Автономные ЧГПУ СГА Неопределенные ЧГПУ СГА Зависимые ЧГПУ СГА Копинг-стратегии ответстбегствопланирпереоц АвтономныеЧГПУ СГА Неопределенные ЧГПУ СГА ЗависимыеЧГПУ СГА
Процентное выражение копинг-стратегий студентов традиционной и дистанционной системы обучения с различным уровнем самостоятельности (А.- автономные, Н-неопределенные, З-зависимые)