Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - государственный гарант прав граждан на образование нового качества Василевская Е.В., доцент, к.п.н., директор Центра развития МРСО, доцент кафедры образования взрослых ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Важно не количество знаний, а качество их Лев Толстой
3 Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа
Современная школа (в соответствии с требованиями ФГОС) школа мотива образования школа позитивной социализации личности школа порождения ценностной картины мира ребенка школа ценностной педагогики и школа диалога культур школа проектирования универсальных действий школа совместных действий школа игровой и проективной дидактики школа жизненных задач школа диагностики развития успехов ребенка
5 Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции Креативность Креативность Способность переобучаться Способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции Креативность Креативность Способность переобучаться Способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
6 ориентир для оценки состояния системы общего образования Требования к результатам освоения ООП - ведущий компонент ФГОС основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;
комплексный подход к оценке результатов система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП представляет собой один из ведущих инструментов реализации требований ФГОС общего образования к образовательным результатам требования к результатам освоения ООП - личностным - метапредметным - предметным
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа планируемых результатов; содержательная и критериальная основа планируемых результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.) использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.) использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации об условиях и особенностях реализации обр. программ об условиях и особенностях реализации обр. программ сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки Система оценки: инновационные черты
Внутренняя оценка - оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, психологом, администрацией). Процедуры: текущие отметки, результаты самооценки, результаты педагогических наблюдений, промежуточные и итоговые оценки Функции внутренней оценки: 1) информировать: о продвижении ребёнка (и родителей) в образовательном процессе, о слабых и сильных сторонах этого движения; об эффективности их педагогической деятельности 2) мотивировать 3) стимулировать 4) ориентировать ребенка на успех
Внешняя оценка - оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность Процедуры: государственная итоговая аттестация, аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, м ониторинговые исследования качества образования Функции внешней оценки 1)задавать образцы, ориентиры содержания и критериев для внутренней системы оценки 2)возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
9 класс (введение в штатный режим ГИА-9 с 2013 года) 11 класс (ЕГЭ) Предметные (учебные) результаты 9 – 11 классы (всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников) Метапредметные результаты Ценностные ориентации Индивидуальные личностные характеристики Личностные результаты Кадровых, финансовых, материально- технических и иных Оценка условий реализации основной образовательной программы Общее образование Разрабатывается инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов с учётом ФГОС Планируется введение КИМ ЕГЭ по иностранному языку раздел «Говорение» (устной части) Проводится эксперимент по введению ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме Развитие системы оценки результатов общего образования
12 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся