ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КАЗАКОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ, доцент кафедра педагогики и психологии профессионального образования
ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» КОМПЕТЕНЦИЯ – competere (лат.) – добиваться, соответствовать, подходить - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» КОМПЕТЕНЦИЯ - способность использовать, применять свои знания, умения, навыки, а также обобщённые способы выполнения действий в многоплановых видах деятельности. КОМПЕТЕНЦИЯ - общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий.
ЗУН общение с клиентами и заказчиками изменения рынка труда информатизация, автоматизация размывание границ между профессиями КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абитуриент Выпускник СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ ключ. комп.
освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ К минимуму результата
Общие требования уровня квалификации Общие компетенции Профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Общие отраслевые требования ++ + Частные требования специальности ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОНЯТИЕ «ОБЩИЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ» КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности специалиста.
ОБЩИЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОБЩИЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОБЩИЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учётом межкультурных и этнических различий. 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда. 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» - они соответствуют основным видам профессиональной деятельности. Они составляются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПРДТ).
ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ» - это часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках одного из основных видов деятельности.
ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД» КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности личности; - определение выпускника, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов.
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАСCИФИКАТОРЫ 1. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКВЭД) Дата введения ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ (ОКЗ) Дата введения Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями NN 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004 ) введен в действие с 1 января 1996 г.
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Материалы о ФГОС нового поколения размещены на сайтах: (раздел «Стандарты») (раздел «Проекты») (ФГОС общего образования)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! КАЗАКОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, проректор ГОУ «КРИРПО» Наш адрес: , г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38 А, ГОУ «КРИРПО». Наш телефон/факс: Сайт: