Методическое объединение как условие развития профессиональной компетентности социальных педагогов в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 26 сентября 2012 года Назарова И.Г., заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО
В Ярославской области созданы и функционируют более 15 методических объединений социальных педагогов
Проектирование деятельности социального педагога от результата Способность творчески проектировать социально – педагогический процесс в конкретных социально-экономических условиях Умение быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться
Анализ исследований о влиянии методических объединений специалистов (В.Б.Лебединцев, М.А.Мкртчян, А.М. Новиков и др.) Усиление мотивации к саморазвитию Повышение степени удовлетворенности результатами, осуществляемой профилактической деятельности и профессиональной деятельности в целом
Поддержка семьи –приоритет в деятельности МО Возрастание роли социально-педагогического компонента не только в образовательной сфере Возникновение различных форм социально – педагогического сопровождения и помощи различным категориям семей Развитие комплексных аналитико – прогностических, сопроводительных, реабилитационных функций различных служб помощи семье Появление специалистов коренным образом изменяющих структуру и содержание процесса социально – педагогического сопровождения семьи Экстремальность и многофункциональность профессиональной деятельности специалистов, осуществляющих работу с семьёй, и одновременное усложнение самого объекта требует широкого применения в практике эффективных технологий
Компоненты системы сопровождения и помощи семьи Система имплицитных мер Специфическая деятельность служб сопровождения Процесс восстановления собственного потенциала семьи
МО социальных педагогов В Ярославской области социально – педагогическое сопровождение семьи осуществляет с 1992 года социальный педагог С 1993 года и по настоящее время в региональной системе образования действуют методические объединения социальных педагогов
Цель создания МО социальных педагогов Координация деятельности специалистов, содействие их профессиональному росту и повышение уровня их компетентности
Актуальными вопросами в деятельности социальных педагогов Социально-педагогические подходы в профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними Социально-правовая защита детства Поведение социального педагога в проблемной ситуации Использование интерактивных форм в работе социального педагога с обучающимися и семьёй
Рабочая тетрадь социального педагога Единые подходы к оформлению карты индивидуального сопровождения детей с учетом различных типов образовательных учреждений Материалы для наполнения банка актуального педагогического опыта Определение общего (инвариант) и специфичного (вариатив) в реализации технологии работы социального педагога по актуальной проблематике
Аналитическая деятельность социальных педагогов в МО Информация о контингенте, на который направлены превентивные меры Количество человек, получивших услуги Уровень удовлетворённости клиентов Виды, формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними Результаты социально-педагогической помощи семье Анализ возможных рисков в организации профилактической деятельности и прогноз развития социально – педагогической ситуации в образовательных учреждениях
Продуктивные организационно- педагогические формы работы в МО социальных педагогов Творческая лаборатория анализа потребностей, готовности социальных педагогов к индивидуальной работе по оказанию социально-педагогической помощи несовершеннолетним и их семьям (аукцион методико-педагогических идей решения актуальной проблемной ситуации) Творческая лаборатория программирования индивидуального и коллективного действия по решению актуальных проблем социального педагога Творческая лаборатория анализа результатов деятельности по проблемам профилактики (моделирование решения проблемных социальных ситуаций, методическое обоснование способов решения) Школа мастерства социального педагога; мастер-классы (обобщение опыта профилактической и реабилитационной деятельности с несовершеннолетними) и др.
Работа творческой лабораторий
Участие в проектах Проект «Правильный выбор» Комплексная реабилитация несовершеннолетних, конфликте с законом
Образовательные встречи
Коллективные праздники
Клубная деятельность Клуб по гуманной педагогике Гуманная педагогика та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя... Ш.А. Амонашвили
Сетевые сообщества openclassopenclass
МО участвуют в работе сетевых сообществ 1. Сообщество сетевых консультантов по сопровождению опекунов и попечителей несовершеннолетних 2. Воспитание и здоровье 3. Тьюторы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних 4. Сообщество выпускников факультета переподготовки "Социальный педагог-психолог семейного профиля" г. Ярославля
Развитие МО через сетевые сообщества специалистов Выполнение конкретных разработок и заданий в среде WIKI – WIKI Создание WIKI страницы: - визитная карточка - описание моделей - наполнение новостной страницы - представление реестр услуг и т.д. Разработка цифровых ресурсов службы Результат: информационный ресурс МО
Результатами деятельности методического объединения социальных педагогов в области профилактики отклоняющегося поведения Обеспечение приоритетности профилактической деятельности в работе социального педагога Систематическое сопровождение профессиональной деятельности социальных педагогов Повышение мотивации социальных педагогов на развитие компетентности в области профилактики Совершенствование научно- методического обеспечения организации профилактической деятельности
Результатами деятельности методического объединения социальных педагогов в области профилактики отклоняющегося поведения Формирование запроса на целевое обучение педагогических команд ОУ по проблеме профилактики Использование в практической деятельности эффективных форм ведения профилактики Взаимодействие деятельности социальных педагогов с другими участниками образовательного процесса в рамках профилактики и индивидуального сопровождения Внесение корректив в планирование и реализацию деятельности социального педагога на основе самоанализа и с учётом потребностей муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений и социальных изменений, происходящих в районе
Проблемы социальных педагогов образовательных учреждений 70% социальных педагогов в области не имеют специального образования Высокая сменяемость кадров социальных педагогов Обеспечение приоритетности профилактической деятельности в работе социального педагога не находит поддержки у значительной части руководителей образовательных учреждений Опыт образовательных учреждений по интеграции деятельности социальных педагогов с другими участниками образовательного процесса в рамках профилактики и индивидуального сопровождения представлен частично Отсутствие социальных педагогов в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Недостаточные возможности бесплатной профессиональной переподготовки и специализации на всех уровнях Разобщённость специалистов разных сфер, осуществляющих профилактическую деятельность в учреждениях и службах Отсутствие доступа для социальных педагогов к единому информационному банку, характеризующему состояние детско- подростковых девиаций и ресурсное обеспечение профилактической работы
МО социальных педагогов способствуют Установлению ситуации проектирования и практической реализации деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: фиксированию проблем деятельности каждого субъекта сопровождения Уточнению и коррекции норм деятельности всех субъектов сопровождения, реализации потребностей индивидуально-личностного и коллективного самообразования Проектированию, «проживанию» социальными педагогами всех структурных единиц процесса направленного коллективного действия, приемов и форм самостоятельной, парной, групповой деятельности
Приглашаем к сотрудничеству! Кафедра общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО т.8(4852)