Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Заместитель директора МАОУ «Ушаровская СОШ» Сысолова Р.Т.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учитель истории и обществознания гимназии 1 Потеряшная Надежда Алексеевна.
Advertisements

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» Кутырова Ольга Владимировна.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Транксрипт:

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Заместитель директора МАОУ «Ушаровская СОШ» Сысолова Р.Т.

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007г.), устанавливающий приоритет духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( г.) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( г.) ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 2

В декабре 2007 г. вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании», Разработанные Минобрнауки России, изменившие понятие и структуру государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач образования- формирование духовно-нравственной личности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область - «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

7 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р 1. Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса.

Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса 1. Еврейская автономная область 2. Камчатский край 3. Пензенская область 4. Удмурдская Республика 5. Чувашская Республика 6. Вологодская область 7. Калининградская область 8. Красноярский край 9. Новосибирская область 10. Томская область 11. Курганская область 12. Свердловская область 13. Костромская область 14. Тамбовская область 15. Тверская область 16. Республика Калмыкия 17. Карачаево-Черкесская Республика 18. Ставропольский край 19. Чеченская Республика

Из анкет родителей в 12 субъектах РФ, опрошено более 170 тысяч родителей

Курс ОРКиСЭ

Итоги апробации курса ОРКСЭ в 21 регионе РФ

С 1 сентября 2012 года. преподавание курса вводится во всех субъектах Российской Федерации

Цель комплексного учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задача курса - формирование общества, основанного на согласии и понимании. «Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур » Андрей Фурсенко «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики»

Задачи ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс основы религиозных культур и светской этики Включает в себя 6 модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа ) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Характеристика содержания блоков Блоки 1 и 4 - посвящены содержанию межкультурного и межконфессионального диалога. Блоки 2 и 3 - знакомят с основами религиозных культур и светской этики. Блоки 2 и 4 - завершаются творческими проектами.

Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная учебно-воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Межпредметные связи Служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников Дополняет аспекты предмета «Окружающий мир» Предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.

Базовые ценности Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия

Зачем в школе вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики » Курс «ОРКСЭ» вводится в учебный процесс в 4-ом классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребенка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, прямым навязыванием собственных планов и принципов

Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками

Курс основы религиозных культур и светской этики Носит не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна - культура многонационального народа. Направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Принципами апробации выступают : соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства; взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями; содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах; институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.

Перспективы развития курса ОРКСЭ Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы (Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.). Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю) Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России

Перспективы развития курса ОРКСЭ 2013 и последующие годы Доработка программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы Разработка программ и учебников ОРКСЭ для основной школы в контексте модернизации системы школьного гуманитарного образования

Опасения и риски Комментарии В школу придут священнослужители Это нарушение статьи 14 К РФ (религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом Д.А. Медведев 21 июля 2009 г.: «Преподавать знания о религии будут светские педагоги». Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер Все модули курса будут преподавать учителя, хорошо известные родителям. Главная задача педагогов – донести общие знания об исторических и культурных основах определенной религии. Выбор веры – частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Опасения и риски Комментарии Учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам Культура – одна (российская) Общая цель – воспитание личности Три базовые национальные ценности (отечество, семья, культурная традиция) Апробация – очередной эксперимент, закончится так же внезапно, как и начался Это часть пути последовательного осуществления новой государственной политики (Послания Президента ФС РФ 2007, 2008, 2009 гг.) Принят и введен в действие ФГОС нового поколения начальной школы

На основании обобщения отчетов по апробации курса ОРКиСЭ можно сделать следующие выводы Курс ОРКиСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем) Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями Созданы региональные и муниципальные рабочие органы, координирующие апробацию курса ОРКиСЭ

«Основы религиозных культур и светской этики» Спасибо за внимание

Пособия для учителей и родителей

Учебные пособия для обучающихся