Заведующая ДОУ 21 Кирьянова Вера Ивановна Кирьянова Вера Ивановна Итоговый отчет о работе экспериментальной площадки «Педагогические условия развития связной речи младших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором» на базе МДОУ 21
Цель экспериментальной работы Цель экспериментальной работы Определить и конкретизировать педагогические условия развития связной речи детей 3-5 лет в процессе ознакомления с фольклорными произведениями Определить и конкретизировать педагогические условия развития связной речи детей 3-5 лет в процессе ознакомления с фольклорными произведениями
Задачи экспериментального исследования Разработать и реализовать программу развития детей младших и средних групп на основе ознакомления с фольклорными произведениями Разработать и внедрить в практику методическое обеспечение педагогического процесса Разработать диагностические карты для фиксации результатов исследования речи детей 3-5 лет
I этап (первая неделя месяца): Чтение традиционного текста сказки Чтение традиционного текста сказки Рассматривание и изготовление игрушек для различных видов театра по сказке Рассматривание и изготовление игрушек для различных видов театра по сказке Рассматривание иллюстраций к сказке, потешка Рассматривание иллюстраций к сказке, потешка Заучивание песенок-потешек, загадок, присказок, чистоговорок, созвучных с текстом сказки (например к сказке «Кот, петух и лиса» : «Важный пёстрый петушок», «Тише, тише, Петушок!», «Лиса по лесу ходила», «Идет лиса по мосту»; присказки: «Жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили», «Жил-был Петя петушок непослушный гребешок …») Заучивание песенок-потешек, загадок, присказок, чистоговорок, созвучных с текстом сказки (например к сказке «Кот, петух и лиса» : «Важный пёстрый петушок», «Тише, тише, Петушок!», «Лиса по лесу ходила», «Идет лиса по мосту»; присказки: «Жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили», «Жил-был Петя петушок непослушный гребешок …») Игры на запоминание сказочных образов, образов сравнений (например: Лиса – небывалая краса, Лиса плутовка, обманывает ловко, Петушок – очень звонки голосок, Кот- коток на гусельках игрок; нос черный, как уголек, как смола, как агат, глаза как дольки луны, как лодочки) Игры на запоминание сказочных образов, образов сравнений (например: Лиса – небывалая краса, Лиса плутовка, обманывает ловко, Петушок – очень звонки голосок, Кот- коток на гусельках игрок; нос черный, как уголек, как смола, как агат, глаза как дольки луны, как лодочки)
II этап ( вторая неделя месяца) Рассказывание воспитателем сказки с добавлением в традиционный текст сказки фольклорных «украшений» - песенок- потешек, загадок, присказок, др. малых фольклорных форм, созвучных с текстом сказки Рассказывание воспитателем сказки с добавлением в традиционный текст сказки фольклорных «украшений» - песенок- потешек, загадок, присказок, др. малых фольклорных форм, созвучных с текстом сказки Рассказывание воспитателем традиционного текста сказки с активизацией в детской речи малых фольклорных форм (рассказывая сказку, воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать подходящую потешку или вспомнить сказочный образ и т.д.) Рассказывание воспитателем традиционного текста сказки с активизацией в детской речи малых фольклорных форм (рассказывая сказку, воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать подходящую потешку или вспомнить сказочный образ и т.д.)
ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИТЕКСТ СКАЗКИ С ДОБАВЛЕНИЕМ ДРУГИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В лесу в маленькой избушке жили- были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт и кота ждет… В лесу в маленькой избушке жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили Кот-коток на гусельках игрок да Петушок – очень звонки голосок. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт Важный пёстрый петушок Гордо носит гребешок. На заре всегда встаёт, На работу всех зовёт. Песни поет и кота ждет…
Игры в различные виды настольного театра по сказке с активным использованием малых фольклорных форм Игры в различные виды настольного театра по сказке с активным использованием малых фольклорных форм Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи. Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи.
Дидактические игры на развитие воображения, накопление и активизацию глагольного словаря, словаря определений: Дидактические игры на развитие воображения, накопление и активизацию глагольного словаря, словаря определений: «Сравнилка-говорилка» (круглый, как: мяч, солнышко, шарик, бусинка, вишенка; белый, как – снег, облако, перышко, иней) «Покажи и расскажи» (кот устал и еле волочит лапы, лиса услышала собак и умчалась прочь)
Режиссерские игры Режиссерские игры Педагогическая ценность режиссёрских игр - Ребенок самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов. Педагогическая ценность режиссёрских игр - Ребенок самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
III этап ( третья неделя месяца) Рассказывание воспитателем сказки с внесением небольших изменений в концовку или объединение двух –трех знакомых сказок в одну. Рассказывание воспитателем сказки с внесением небольших изменений в концовку или объединение двух –трех знакомых сказок в одну.
Дидактическая игра «По сказочной дорожке…» - обучение детей рассказывать сказку при помощи метода моделирования. Дидактическая игра «По сказочной дорожке…» - обучение детей рассказывать сказку при помощи метода моделирования.
Дидактические игры на обучение детей составлению описательных рассказов о героях сказки Дидактические игры на обучение детей составлению описательных рассказов о героях сказки «Найди по описанию» «Найди по описанию» «Чудесные пазлы» «Чудесные пазлы»
Д/и «Найди по описанию»
Д/и «Чудесные пазлы»
IV этап ( четвертая неделя месяца ) Дидактическая игра «Волшебная ниточка» - обучение детей составлять рассказ с элементами творчества по иллюстрации с сказке. Дидактическая игра «Волшебная ниточка» - обучение детей составлять рассказ с элементами творчества по иллюстрации с сказке. Подготовка и проведение театрализованного развлечения по сказке. Подготовка и проведение театрализованного развлечения по сказке.
Основные формы организации образовательной деятельности в режимных моментах образовательная деятельность по центрам образовательная деятельность по центрам интегрированная игровая деятельность интегрированная игровая деятельность развивающие игры развивающие игры
Образовательная деятельность по центрам Центр красивой речи Центр Веселый карандаш Центр занимательной игры
Основные требования к организации образовательной деятельности по центрам Группа делится на 3-4 мини группы по 6-8 человек в каждой Оборудуют основной и вспомогательный центры Каждой мини группе присваивается название В основном центре проходит обучение в игровой форме Во вспомогательных центрах детям предлагаются игры и упражнения на развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление), мелкой моторики рук, развитие умений и навыков в рисовании, лепки, аппликации, конструировании. Вспомогательные центры носят чисто развивающий характер, поэтому работы, выполняемые в этих центрах не требуют обязательного контроля и анализа со стороны воспитателя.
Интегрированная игровая деятельность – игры по одной сказке, объединенные между собой для решения единой цели (например: придумать новую сказку) Развивающие игры - игры-упражнения на формирование и развитие словаря, фонематического слуха, грамматического строя речи проводятся в режимных моментах в первой и второй половинах дня. (Во время прогулки лучше всего организовывать игры-драматизации, игры- импровизации, игры на развитие фантазии, воображения)
Сравнительная диагностика экспериментальной и контрольной групп Раздел «Связная речь» По итогам 1 года эксперимента экспериментальная группа, 2 – контрольная группа
Сравнительная диагностика экспериментальной и контрольной групп Раздел «Связная речь» По итогам 2-го года эксперимента экспериментальная группа, 2 – контрольная группа
Спасибо за внимание