Роль психолога в создании развивающего пространства начальной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ежегодный самоанализ деятельности службы практической психологии в системе образования МР Малютина Ю.П., социальный педагог ЦДиК «Консилиум»
Advertisements

Психологическое сопровождение образовательного процесса.
МО педагогов-психологов Вязниковского района 2011 г.
Коррекционная работа как один из видов работы школьного психолога. Педагог- психолог МСОШ 3 Паршинцева Е.В.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Психологическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Отчет по результатам диагностики адаптации учащихся 1 классов Методист НМЦ, психолог школы 424 Заботкина Н.В.
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Организация психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ (как избежать лишних стрессов). Психологическая.
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ШКОЛЫ Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Родительское собрание в 1-х классах МОУ СОШ8 г.Новоузенска.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Педагог-психолог организует свою работу по следующим направлениям: -диагностика; -просвещение и консультирование; -профилактика; - развивающая работа.
Транксрипт:

Роль психолога в создании развивающего пространства начальной школы.

Направления работы: диагностико-аналитическая деятельность; коррекционно-развивающая деятельность; просвещение; консультативная деятельность.

Приоритетные направления диагностики: Исследование психологических особенностей учащихся 1х классов включает диагностику: –уровня психо-физиологической зрелости, –уровня готовности к школьному обучению, –личностных особенностей учащихся, –уровня адаптации. Исследование влияния развивающей образовательной среды на личностное развитие учащихся. Исследование учебных возможностей учащихся. Исследование уровня готовности к школьному обучению.

Цель диагностико-аналитической работы : определение особенностей влияния развивающей образовательной среды на личностное развитие учащихся. Задачи: 1. Исследовать особенности развития учащихся по 6 направлениям: учебная мотивация, произвольность, креативность, поведенческие стратегии, тревожность, самооценка. 2. Выявить основные тенденции и проблемные зоны в развитии учащихся и классов в целом. 3. Разработать программу психологического сопровождения на основе полученных результатов. Используемые методики: 1.Диагностика мотивации - анкета о школе Лускановой. 2.Диагностика произвольности - графический диктант Эльконина. 3.Диагностика креативности - тест Дьяченко «Художник». 4.Диагностика поведенческих стратегий – тест Томаса в адаптации Гришиной. 5.Диагностика тревожности – тест Тэммл, Дорки, Амен (1, 2 кл.), тест Филлипса (4 кл.). 6.Диагностика самооценки – лесенка Лонга, тест Дембо – Рубинштейн - Прихожан.

Сравнительный анализ результатов диагностики за исследуемый период.

Планирование консультативной и просветительской работы с учителями. Вид работыАудиторияСроки проведения Индивидуальные консультации по результатам диагностики, проблемам адаптации, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и т.д. Классные руководители Регулярно в течение года Отчет о результатах диагностики Педсовет1 раз в четверть Отчет о работе за истекший период Административное совещание 1 раз в месяц Методический семинарМетодическое объединение учителей начальной школы 1 раз в год Консультации, диагностика, рекомендации ПМПК1 раз в четверть Диагностика «Психологический портрет учителя. Опыт самодиагностики» Индивидуально или в группе В течение года

Планирование работы с учащимися. 1. Групповая диагностика по плану - в течение года. 2. Индивидуальная диагностика по запросу классных руководителей, родителей, администрации - в течение года. 3. Индивидуальные консультации по запросу – в течение года. 4. Коррекционно – развивающие занятия (индивидуально и в группе)– в течение года. Направления коррекционно – развивающей работы: Коррекция и развитие познавательной деятельности; Коррекция и развитие эмоционально – личностной сферы; Помощь в преодолении ситуации дезадаптации.

Педагогический уровеньПсихологический уровень ДеятельностьОтношениеПсихологическое состояние Поведение 1 этап. Первичные проблемы и трудности в учебе Напряжение в отношениях с учителями и родителями 1 этап. Тревога, беспокойство, неуверенность, страх, желание изменить ситуацию Пассивен, напряжен, скован или неуравновешен, плаксив, возбудим 2 этап. Пробелы в знаниях Смысловые барьеры2 этап. Изменение отношения к учебной деятельности, отрицание значимости, снижение внутреннего напряжения, психологические защиты эпизодические Беспокойство и неуверенность, равнодушие, безинициативность или повышенная активность 3 этап. Отставание по одному или нескольким предметам Эпизодические конфликты 3 этап. Самоустранение, враждебность, негативизм. Психологические защиты закрепляются На уроках отвлекаются, занимается посторонними делами, демонстрирует безразличие и незаинтересованность в хороших делах 4 этап. Неуспеваемость частичная или общая Постоянные конфликты4 этап. Борьба против непрестижного положения, самоутверждение во внешкольных делах Борьба пассивная: формальное отношение к учебе, апатия, лень, избегание контактов Борьба активная: отказ от учебной деятельности, расторможенность, нарушение дисциплины 5 этап. Отказ от учебной деятельности Разрыв личн –значимых отношений 5 этап. Конфликт между «хочу», «могу», «надо» Обидчивость, агрессивность, искажение самооценки, душевное одиночество

Основные направления психологической поддержки учащихся в ситуации школьной дезадаптации: Комплексное развитие познавательной сферы. Формирование положительного отношения к школе и учебной мотивации. Формирование способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю. Снижение уровня тревожности, страха, беспокойства, связанного с ситуацией неуспешности, преодоление враждебности и негативизма. Формирование адекватной самооценки, возвращение веры в себя и самоуважения.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Планирование консультативной и просветительской работы с родителями. Вид работы ТематикаСроки проведения Выступления на родительских собраниях «Адаптация первоклассников» «Помощь ребенку при нарушениях эмоционально-волевой сферы» «Помощь ребенку при нарушениях интеллектуальной сферы» «Психологическая подготовка учащихся к переходу в среднее звено» Сентябрь Ноябрь Февраль Март Лекторий для родителей учащихся подготовительных групп Программа прилагается (см. ниже)1 раз в месяц КонсультацииПо запросуВ течение года Оформление стенда «Психолог в школе» «Игра в помощь учебе» «Учитель и родитель. Как договориться?» «Компьютер – помощник или враг». 1 раз в четверть