Создание и развитие информационного ресурса «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования»
Актуальность проекта За последнее десятилетие библиотеки провели большое количество различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей. Проведенные исследования и методики представляют ценность для исследователей и других специалистов библиотек, т.к. в них развиваются новые подходы, применяются новые исследовательские методы, разрабатывается оригинальный инструментарий.
Цель проекта Создание и развитие электронного ресурса, включающего постоянный сбор информации об исследованиях, проводящихся библиотеками страны по изучению чтения и поведения посетителей библиотек, библиотечного обслуживания различных целевых аудиторий библиотек.
Исполнители проекта oРоссийская национальная библиотека (РНБ) oРоссийская государственная детская библиотека (РГДБ) oРоссийская государственная библиотека для молодежи (РГБМ) (В перспективе)
Ожидаемый результат Создание веб-сайта, на котором будет размещаться: o база данных по исследованиям с информационно-поисковой системой o« Виртуальная лаборатория » - форум методико-методологического характера для обсуждения различных аспектов проведения исследований; консультирования библиотечных специалистов
Электронная база – это: oоснова для мониторинга области исследований oвозможность проведения вторичного анализа данных исследований, изучение изменений, происходящих в чтении и поведении посетителей библиотек oпомощь в выработке сопоставимых показателей изучения чтения посетителей библиотек и библиотечного обслуживания oвозможность организации и проведения корпоративных исследований, создания межрегиональных исследовательских групп oинициация разработки методик оценки эффективности и качества библиотечной деятельности
Круг пользователей oподразделения библиотек oотдельные библиотекари осуществляющие НИР oбиблиотековеды oсоциологи чтения, культуры, детства oпреподаватели ВУЗов oстуденты oученые гуманитарного профиля
Структура базы данных 1.Общая характеристика исследования 2.Характеристика объекта исследования 3.Характеристика методов исследования 4.Отчеты, методики, сведения об использовании результатов исследования
Общая характеристика исследования Раздел будет содержать: oинформацию о названии исследования сроках его проведения, заказчике, организаторе, руководителе и основных исполнителях oкраткую аннотацию, цель, ключевые слова oисточники финансирования
Характеристика объекта исследования В разделе будут отражены: oосновные параметры исследуемой целевой группы oописание места проведения исследования; oобъем выборки oтип выборочной совокупности
Характеристика методов исследования В разделе особое внимание будет уделено: oметодологической и методической составляющей исследования oописанию основных методов сбора и обработки данных
Хранение и использование результатов исследования Раздел будет посвящен: oформам представления результатов исследования oспособам их хранения oпорядку доведения результатов исследования до практиков и научной общественности oописанию основных публикаций по результатам исследования
Выводы В России до сих пор нет информационного ресурса, где бы шел сбор данных о проводимых исследованиях, включая полную информацию и описание методик. Создаваемая электронная база позволит ликвидировать этот пробел и развивать эту область исследований в дальнейшем.
Исследования, проведенные отделом социологических исследований 2010 год – «Юный читатель-2010», проведено в 8 федеральных округах Российской Федерации: Дальневосточный, Приволжский, Северо- Западный, Северо-Кавказский, Сибирский, Южный, Уральский, Центральный. Опрошено 1100 детей в возрасте 7-11 лет.
2011 год – «Чтение и читательские практики московских подростков – 2011: комплексное исследование Поддержано Московским институтом открытого образования Опрошено 1141 школьников 5-8 классов Из 7 школ разных типов.
«Дети и библиотекари онлайн: информационное поведение, чтение и взаимодействие» Новое исследование отдела социологических исследований, поддержанное РГНФ
Цель исследования Изучение поведения детей и подростков (9-10, лет) в онлайне – среде Интернета и библиотекарей как потенциальных помощников детям по работе с информацией
Методика исследования 1.Проведение онлайн и оффлайн опросов подростков и библиотекарей 2.Изучение сайтов и форумов, на которых общаются подростки 3.Изучение интернет-сервисов, созданных библиотекарями для общения с подростками 4.Изучение электронных библиотек с литературой для подростков
Приглашаем вас принятие участие в проведении опросов подростков и библиотекарей в вашем регионе!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Наши контакты: Телефон: 8(499) , доб. 258