1 «Методика изучения личности учащегося и уровня развития классного коллектива с целью побуждения его к самовоспитанию» Семинар для классных руководителей
2 Рассмотрим три вопроса ЧТО ИЗУЧАТЬ? ЧТО ИЗУЧАТЬ? КАК ИЗУЧАТЬ? КАК ИЗУЧАТЬ? ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ? ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ?
3 ЧТО ИЗУЧАТЬ? ИЗУЧАТЬ НАДО ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
4 КАК ИЗУЧАТЬ? в процессе практической практической деятельности, путемпедагогическогонаблюдения, методомпедагогическойинтуиции, специальнымипсихолого-педагогическимиметодами
5 ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ? к С ЦЕЛЬЮ побуждения ребенка побуждения ребенка саморазвитию самовоспитанию и
6 Эталон воспитанности ребенка всесторонне развитая личность Умственное воспитание Нравственное воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание
7 « НАУЧИТЬ УЧЕНИКА НЕЛЬЗЯ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ. НЕЛЬЗЯ ЕГО ВОСПИТАТЬ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЬСЯ ». «НАУЧИТЬ УЧЕНИКА НЕЛЬЗЯ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ. НЕЛЬЗЯ ЕГО ВОСПИТАТЬ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЬСЯ».
8 Что такое саморазвитие самовоспитание И
9 ВОСПИТАНИЕ Это специально организованный педагогический процесс, содержащий положительное влияние.
10 один из важнейших факторов развития личности. В этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой.
11 Воспитание играет определяющую роль в формировании личности, однако эту роль оно может выполнять только при условии, если будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования.
12 Такова идея саморазвития личности. Подлинная сущность воспитания возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности.
13 это деятельность человека, направленная на изменение своей личности. САМОВОСПИТАНИЕ
14 «Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию». А.В.Мудрик
15 Родители и учителя, воспитатели должны приучить школьника к познанию и оценке самого себя своей деятельности поведения поступковпривычек к самоанализу
16 Интегративные качества личности Коллективизм Гуманность Трудолюбие Честность
17 Способы выявления уровня направленности Независимые характеристики Независимые характеристики Ситуация выбора Ситуация выбора Наблюдение за спортивными играми Наблюдение за спортивными играми Отчеты о выполнении поручений Отчеты о выполнении поручений Анализ социально-педагогической компетенции Анализ социально-педагогической компетенции
18 Показатели восприимчивости к воспитанию высокая средняя низкая невосприимчивость трудновоспитуемость
19 Виды диагностики Начальная Корректирующая(текущая) Обобщающая (итоговая)
20 Программа наблюдения Этап подготовки Этап подготовки Этап проведения Этап проведения Этап анализа Этап анализа
21 Условия проведения анкетирования Результаты не будут использованы во вред детей Формулировка вопросов четкая, ясная, доступная Анкета не должна быть громоздкой
22 Формы анализа Цветик-семицветик Недописанный тезис Столкновение взглядов, позиций Изучение мотивов участия Дискуссия Ситуация выбора Социометрический выбор Веер суждений Метод ранжирования Анкета-интервью Игра-ситуация Методика «Пословица» Прерванный диалог размышления Тестирование Незавершенный рассказ
23 Показатели воспитанности ученика Поведение в семье Отношение к старшим Поведение на улице и в общественных местах Поведение в школе Отношения со сверстниками Отношение к себе
24 Дети неосознанно берут пример со взрослых. Поведение самих учителей должно быть нравственным Дети неосознанно берут пример со взрослых. Поведение самих учителей должно быть нравственным
25 Процедура оценивания уровня воспитанности ученика Анектирование родителей Анектирование родителей Самохарактеристика ученика Самохарактеристика ученика Обсуждение на классном собрании Обсуждение на классном собрании Педагогический консилиум Педагогический консилиум
26 Оценивание уровня воспитанности учащихся – это эффективное средство для стимулирования самопознания, выработка адекватной самооценки, для самовоспитания и саморазвития, что является главной целью воспитания.
27 К.Д.Ушинский «…чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях…»