Резолюция Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы Москва, июля 2012 года
Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы созван по инициативе ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН академика В.А.Садовничего при поддержке и активном участии профессорско- преподавательского состава филологического факультета МГУ и призван продолжить традиции Всероссийских съездов преподавателей русского языка и литературы (1916, 1921), объединявших учительское сообщество и представителей академической науки.
Считать недопустимым слияние в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в методически и дидактически немотивированное, лишенное концептуальной основы искусственное образование «Русский язык и литература», что препятствует профессиональному решению образовательных задач на уроках в школе.
Обратиться к новому руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой отменить приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», принятый без необходимого обсуждения, вернуться к рассмотрению вопроса о содержании филологического компонента государственного образовательного стандарта и внести изменения, направленные прежде всего на возвращение самостоятельности учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
Предложить Министерству образования и науки РФ утвердить на федеральном уровне минимальный перечень художественных произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе с учетом традиций отечественного литературного образования, устранив разночтения, касающиеся концепции, целей и задач преподавания литературы, в различных федеральных нормативных документах.
Подчеркнуть, что учебной дисциплине «Литература» в современной школе должен быть возвращен статус обязательного предмета, наравне с другими приоритетными дисциплинами Поставить вопрос о возвращении выпускному экзамену по литературе статуса обязательного при условии введения уровневого принципа итоговой аттестации (базовый и профильный уровни) и совершенствования его формы с учетом специфики общегуманитарных и психологических задач проведения такого испытания на базовом уровне.
Констатировать, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено 1.уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка и литературы; 2.перегруженностью классов; 3.изменением направленности обучения, смещением акцента с общефилологической составляющей на подготовку к ЕГЭ, что сужает сферу получаемых школьником знаний; 4.нерешенностью проблемы организации процесса обучения в классах с разноуровневым поликультурным составом учащихся.
Подчеркнуть, что введение ЕГЭ и ГИА как единственных критериев итоговой оценки знаний учащихся, несмотря на позитивные тенденции совершенствования контрольно- измерительных материалов ЕГЭ и ГИА, пока в большинстве случаев приводит 1.к значительной степени формализации образования; 2.к исключению ряда разделов школьной программы, не проверяющихся во время ЕГЭ, из сферы внимания учителей, а следовательно, и учеников; 3.к исключению из школьной практики преподавания литературы сочинения как важной формы развития речи.
Считать необходимым 1.сохранение и развитие системы работы с мотивированными и одаренными детьми, творческих конкурсов, научно- исследовательских школьных конференций и предметных олимпиад по русскому языку и литературе, предполагающее организационную и финансовую поддержку на федеральном уровне, предметных олимпиад; 2.проведение предметной олимпиады по русскому языку и литературе в форме научной конференции, дающей победителям право на льготы при поступлении в вуз; Создавать условия для обучения русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Настаивать на необходимости 1.повышения государственного статуса учителя; 2.признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера.
Признать необходимым разработку новой системы аттестации с привлечением представителей научного и профессионального сообщества, при этом 1.выработать объективные критерии оценки работы учителя, отражающие реальную ситуацию в преподавании; 2.исключить из критериев работы учителя показатели успеваемости учащихся и результаты ЕГЭ и ГИА; 3.внести изменения в существующую процедуру аттестации учителей, сведя к минимуму количество необходимых для нее документов; 4.сохранить прежние квалификационные категории на период до введения новой системы аттестации.