Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» урок литературы в 7 классе Автор проекта: Лапшина Г.И., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории I квалификационной категории МБОУ «Гимназия 25» г.Нижнекамск, РТ
Дидактическая цель проекта: -Воспитание гуманизма в подрастающем -Воспитание гуманизма в подрастающемпоколении.
Методические задачи проекта: развивать навыки анализа текста; научить кратко излагать свои мысли устно и письменно; помочь прочувствовать авторскую идею; развивать навыки выразительного чтения;
Компетентности, формируемые проектом: в сфере самостоятельной деятельности; в бытовой сфере.
Проблемные вопросы учебной темы: «За добро плати добром, не будь пустельгой» (К. Г. Паустовский). Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
Выдвижение гипотезы решения проблемы: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле».
Творческое название проекта: Взаимоотношения родителей и детей в аспекте рассмотрения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Подготовка учащихся к исследованию
I. Предварительная беседа по рассказу «Телеграмма» Какова основная тема рассказа? Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? Какие мысли автор передает через этот пейзаж? Каков, по-вашему, ритм рассказа? Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? Выражает ли автор прямое сочувствие героине? Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
Вывод по беседе: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
II. Характеристика Катерины Петровны Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей. Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу», а потом дарит их Маняше? Каков внешний облик героини? Подберите контекстуальный синоним к слову «маленькая». Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Как относятся к Катерине Петровне окружающие? Завершающим аккордом 1-й части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?
III. Характеристика Насти 1. Слово учителя. 2. Работа с портретом. 3. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам. А) Настя в мастерской Тимофеева; Б) Выставка Тимофеева. 4. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом». 5. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».
IV. Словарная работа Пустельга – 1) Хищная птица из семейства соколиных; 2) Легкомысленный пустой человек (разг. неодобр.). 2) Легкомысленный пустой человек (разг. неодобр.).
V. Анализ эпиграфа к уроку «За добро плати добром, не будь пустельгой» (К. Г. Паустовский). - В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? - Какой смысл вкладывает в эти слова автор? - Какую библейскую заповедь нарушает Настя? - Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
VI. Итог урока Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В Рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения. «Будь человеком! – говорит Паустовский. – За добро плати добром!»
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты. При этом используется управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.
Возможные источники информации Библиотека;Интернет; Личный опыт.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе Форма презентации – доклад от каждой группы на 5-10 минут.
Защита полученных результатов и выводов Ответы на вопросы присутствующих.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Одна группа оценивает другую. Учитель оценивает работу групп в целом.
Список литературы К. Г. Паустовский рассказ «Телеграмма» Литературоведческий словарь С. И. Ожегов Толковый словарь Заочная экскурсия в литературный музей – центр К. Г. Паустовского в Москве Н. В. Егорова «Методические рекомендации»