Формирование интереса к музыке у школьников. Джамирзе Азида Гиссовна учитель музыки МОУ «СОШ2 им.Х.Я.Беретаря» г.Адыгейска; «Учитель года РА-96»; победитель ПНПО; учитель высшей категории; ветеран педагогического труда; внесена в очередной выпуск энциклопедии «Лучшие люди России 2010г.»; Отличник просвещения РФ.
Интерес - стимул к учению Уровни интересов Любознательность Познавательный интерес Частный, узкий интерес
Урок – основная форма музыкального образования обобщающие уроки (уроки – концерты, уроки – соревнования, уроки – викторины) комбинированные уроки (урок – путешествие, урок – игра) проблемное обучение (смысл проблемных заданий – в развитии умения слушать не только саму музыку, но и анализировать её различное исполнение)
До – Мажор и До - Минор Жили-были два соседа - До-Минор и До-Мажор. И всегда у них беседа Превращалась в жуткий спор. Говорит Минор Мажору – С осужденьем и тоской, «Разве можно без разбору Веселиться день-деньской. Мне совсем не до улыбки: Нужно поиграть на скрипке, Подмести в квартире пол, А потом накрыть на стол». Возразил Мажор Минору: «Это всё не для меня. У меня весёлый норов И другой порядок дня. Для начала - погулять, Пообедать и поспать, А потом – опять игра Не отпустит со двора». «Ты – лентяй», - сказал Минор. «Ты – слюнтяй», - сказал Мажор. От рассвета до заката Длится этот разговор. Помогите им, ребята, Разрешите этот спор.
Использование различных видов деятельности. Импровизация( это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения) Самостоятельное творчество
Ученица 4-го класса Грязова Нина под впечатлением прослушанной музыки «Баба Яга» М. Мусоргского: Над лесами, над морями, Над широкими полями, Там над самою макушкой, Долбит дятел на суку. Там избушка на курьих ножках, Там и бабушка Яга Баба – ёшка держит кошку, Словно чёрные глаза Вот колдунья, вот колдунья- Эта бабушка Яга.
Работа с карточками карточки с кружочками на определение количества звуков – I, 2, 3; карточки с буквами, из которых составляем слова; карточки с изображением темпа, характера, настроения, силы звука.
Для того, чтобы любить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Д.Д.Шостакович. эмоциональный отклик на услышанное словесное высказывание о музыке воздействие на память и воображение активизация слухового внимания ( поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов).
Задания на развитие эмоционального отклика «рисование» образа на основе прослушивания
Если птицы распевают тут и там, Если бабочки расселись по кустам, Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. (хлопки) Если выучил урок ты назубок, Да к тому ж товарищу помог, Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. (ай - ай) Если больно ты ушибся о косяк, Если шишка на макушке, как кулак, Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать, А мы будем делать так же, как и ты. (по два топота ногами) Если маме всю посуду перемыл, И ни чашки, ни тарелки не разбил, Научи нас веселиться, веселиться и гордиться, А мы будем делать так же, как и ты. (по два хлопка обеими руками по коленям) Если в космос ты отправился во сне, Если бегал ты вприпрыжку по Луне, Покажи как ты резвился, как резвился, веселился, А мы будем делать также, как и ты (хлоп- хлоп,ай-ай, топ- топ, по коленям) «В движенье мельник жизнь ведёт, в движенье…»
Включение в урок игры на музыкальных инструментах всегда являются «украшением» занятий.
Творческие задания ребусы шарады головоломки чайнворды кроссворды
Игра – способ запоминания расположения нот. Вот перед нами дом, А проживает в нём Семья весёлых нот. Их каждый назовёт: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Фундамент дома – нота ДО, Она живет в пристройке. Квартира первая её Начало всей постройки. На первом этаже, смотри, Из всей большой семьи, В квартире тёплой номер три Живёт тихонько МИ. Второй этаж, квартира пять Был занят нотой СОЛЬ. А СИ – решила третий взять Этаж, ну что ж, изволь! Этаж четвёртый - нота РЕ. ФА – выше всех, на пятом. Ну, а теперь пора к игре Всем приступать ребятам!!!
Слова и звуки. ДО – Дорога… РЕ – Река… МИ – МИнутка… ФА – Фантазия… СОЛЬ – ФА-СОЛЬ… ЛЯ - ЛЯгушонок… СИ – СИ – РЕ – нь…
КАНОН До-до-си-лядо-до-си-ля Си-си-ля-сольси-си-ля-соль Си-си-ля-сольси-си-ля-соль До-до-си-лядо-до-си-ля Ми-ми-фа-мими-ми-фа-ми Ми-ми-ля-мими-ми-ля-ми Ми-бемоль - ре – до – (все вместе).
Гамма с пропущенными нотами. Си –си-си, си-си-си, в водоёме караси. Ся- ся- ся, ся –ся-ся, вот поймать бы карася! Се-се-се, се-се-се, карасей мы ловим все. Ся-ся-ся, ся-ся-ся. не поймали карася! На «З»: За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза. Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы. Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу. За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.
Правило красивого пения Чтоб красиво петь всегда Купол сделайте из нёба, Станьте полым как труба И начните звук со лба. Ощущайте точки две: В животе и в голове Провалитесь на живот И пошлите звук вперёд. Чтобы петь и не давиться Не забудьте удивиться А где О, а О где У, Но не в глотке, а во лбу, А со лба до живота Лишь провал и пустота.
Распевки ДО – нам дорог первый шаг РЕ – решительный вперёд. МИ – не мяу, МИ не му ФА – фантазия зовёт. СОЛЬ – соль песенки моей ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ поёт весь дом. СИ – Сильней и веселей… Мы опять вернулись к ДО. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. ДО – воробышка гнездо, РЕ- деревья во дворе, МИ – котёнка покорми, ФА – в лесу кричит сова, СОЛЬ – играет детвора, ЛЯ – запела вся земля, СИ – поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к ДО. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. До – дорога нелегка Ре – река журчит, как речь Ми – минутка коротка Фа – фасоль пора нам печь Соль – соль песенки моей Ля – кругом цветут поля Си – сиреневый букет Дорог как весны привет. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.