Из опыта Нижегородской области по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Шевцова Л.А., зав.кафедрой ИТ
Актуальность Важной составляющей процесса развития модернизации образования является профессиональное развитие учителей. Грамотного и всесторонне развитого ученика может подготовить только учитель, который владеет современными педагогическими и информационными технологиями.
Актуальность Развитие информационно- коммуникационных технологий (повсеместное подключение ОУ к сети Интернет, создание ресурсной базы и крупных хранилищ ЭОР, появление в школе разнообразных средств компьютерной техники, цифрового оборудования) приводит на определенном этапе к формированию ИКТ-насыщенной образовательной среды, которая не только создает новые механизмы профессионального развития и личностного роста педагогов, но и предъявляет повышенные требования к ИКТ- компетентности педагога.
Основная идея Вопросы совершенствования школьного образования требуют комплексного подхода к решению проблем повышения ИКТ- компетентности педагоов Возникает задача обеспечения опережающего развития и непрерывного методического сопровождения профессионального и личностного роста педагога.
Значительные возможности в данной связи предоставляют - накопительная система повышения квалификации, которая позволяет учителю, выбирая необходимые ему модули, конструировать индивидуальную траекторию обучения; - каскадная модель повышения квалификации, обеспечивающая не только возможность оперативного реагирования на задачи развития информационно-образовательной среды (массовое внедрение электронных журналов и дневников, переход на свободное программное обеспечение, использование новых социальных сервисов сети Интернет и т.п.), но и эффективного решения профессиональных проблем и затруднений непосредственно на рабочем месте, без отрыва от учебного процесса.
Повышение ИКТ-компетентности педагогов Разработана и апробирована каскадная модель повышения квалификации Создан корпус тьюторов тьюторы на базе ОУ по программам Intel «Введение в инф.техн», «Проектная деятельность в ИОС 21 века» На основе программ Intel - очные курсы в НИРО или на базе ОУ, -тренинги, мастерские - вебинары План-график НИРО (накопительная система повышения квалификации), - дистанционные курсы - тренинги, мастерские - вебинары
В основу каскадной модели повышения квалификации легли: – системный подход, с позиций которого рассматривается внедрение ИКТ в образовательный процесс; – модульный принцип построения, включающий наряду с курсами по освоению слушателями базовых навыков владения компьютерными и интернет-технологиями разнообразные спецкурсы, расширяющие образовательную траекторию слушателей курсов для удовлетворения профессиональных потребностей в формировании информационной культуры; – разноуровневый подход, согласно которому учебно-тематический план составляется с учетом уровня знаний, умений и навыков слушателей (с опытом работы, без опыта работы); – создание обучающих (стажерских) площадок, обучение на которых ведется силами профессиональной команды тьюторов, прошедших специальную подготовку на курсах кафедры ИТ; – расширение доли проектных, исследовательских, творческих способов деятельности; – интеграция в программу курсовой подготовки образовательных программ Intel, соответствующих логике непрерывного образования в современном обществе.
Первый уровень Стартовый модуль, пропедевтический курс Начальная компьютерная грамотность Третий уровень Вариативный модуль (на основе образовательных программ Intel) Знакомство с сетевыми сервисами Организация образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» Знакомство с проектной методикой Второй уровень Инвариантный модуль, на основе программы НФ «Вольное Дело». «Компьютер для школьника» Техническая грамотность Методика применения Дистанционный курс «1:1» Пример. Каскадная модель реализации образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»
Первый уровень. Стартовый модуль (Пропедевтический курс, на основе программ НИРО и Intel)
Пример. Каскадная модель реализации образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» Второй уровень. Инвариантный модуль (на основе программ НИРО и «Вольное Дело»).
Пример. Каскадная модель реализации образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» Третий уровень. Вариативный модуль (на основе программ НИРО и Intel).
Организационно-методическая поддержка тьютора кафедрой ИТ Разработано научно-методическое сопровождение – электронный ресурс на CD-диске «Портфолио тьютора»
Создан сайт - образовательный ресурс проекта в сети Интернет
Создан сайт - образовательный ресурс проекта в сети Интернет
Итоги Спроектирована и апробирована каскадная модель повышения квалификации, используются современные методы, формы и средства (вебинары), подготовлен тьюторский корпус проводится непрерывное научно-методическое сопровождение тьюторов (создан диск, ресурс в сети Интернет) участниками проекта разработаны методические материалы и ресурсы в электронном и печатном виде, в т.ч. размещены в сети Интернет
Публикации - «Чему и как учиться и учить в 21 веке»: коллектив. монография (2009 г) - Сборник статей «Роль тьюторского сопровождения в повышении ИКТ- компетентности педагогов Нижегородской области», - Н.Новгород:НИРО, Учебно-методическое пособие «Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников», - Н.Новгород: НИРО, Сборник статей «Организация внеурочной деятельности учащихся с использованием ИКТ в условиях профильного лагеря» (2011 г)
Итоги. Конкурсы Всероссийский конкурс учебных проектов по программе Intel "Обучение для будущего" 2010 год - из 5 победителей - 4 нижегородских педагога год – из 60 работ - 1, 2 место – Нижегородцы
Итоги. Конкурсы 2011 год В рамках Юбилейного конкурса Intel лучшей командой квеста была названа команда «Мушкетеры» г. Нижний Новгород. 2 место в Общероссийском конкурсе тренингов для тьюторов вводного курса. Площадка НИРО программы Intel признана лучшей в России.
Итоги. Результаты 2011 год Международный конкурс школьных блогов на французском языке. Организаторы: Международная ассоциация учителей французского языка и министерство культура Франции. Блог школы 22 г.Дзержинска стал лауреатом конкурса в номинации «10-14 лет» и получил специальный приз жюри за оригинальность творчество
Пути решения проблем - организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении по всем направлениям; -сертификация тьюторов Нижегородской области; -вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах и т.п; - обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ, создание базы лучших практик; - создание системы ресурсного обеспечения (сайты, CD- диски, видеотеки уроков, эпистемотека); - использование таких форм взаимодействия, как вебинары, скайп-конференции, тьюториады;
Дневник.ру
Позитивные эффекты Для школы: Качественно изменилась информационно-образовательная среда (открытость, доступность образовательных ресурсов) Созданы условия для обеспечения равных образовательных возможностей для всех участников УВП Рост активности ОУ и участников УВП, участие конкурсах Регионального, Всероссийского уровня и международного уровня Сотрудничество с другими школами, сетевое взаимодействие Повышение уровня УВП, качества образования Изменения в позиции учителя, ученика, мотивации Для учителя и ученика Трансформация урока, внедрение новых методик Накоплен банк методических разработок Использование технологий сетевого общения способствовало повышению сетевой культуры Созданы портфолио участников (учителей, учащихся, классов) Рост ИКТ-компетентность, Развитие навыков 21 века, ключевых компетенций возможность построения индивидуальных траекторий обучения навыки самообразования навыки исследовательской деятельности
Благодарю за внимание Шевцова Л.А.