Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Критерии передового опыта Высокие результаты обучения и воспитания. Высокие показатели успеваемости (прочность знаний, образованность, культура)
Экономичность, оптимальность, тех средств и сил, которые затрачивает школа и учитель для достижения определенного результата. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы
Тему опыта можно определить исходя: Из уже накопленного своего опыта выделив наиболее эффективную часть, уже давшую положительный результат. Из отсутствия теоретического освещения и практического обеспечения определенного вопроса в коррекционной педагогике.
Этапы работы учителя над обобщением опыта
1.Выбор темы. Отбор определенной части материала, представляющего наибольший интерес и актуальность для работы Центра. Обоснование актуальности выбранной темы.
2.Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе и опытом других педагогов по данному вопросу.
Планирование работы по избранной теме (поэтапное) Сбор и обработка материала (оформление). Систематизация ранее накопленных фактов из опыта. Анализ, выводы. Привлечение нового материала для полного и дальнейшего раскрытия темы. Включение в работу элементов эксперимента.
Анализ и обобщение накопленного по теме материала Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей (положительное и отрицательное, ошибки, недостатки), педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
Соответствующее литературное оформление. Освещение принципиальных положений, которые легли в основу выбора темы. Описание, анализ и обобщение своего опыта работы по данному вопросу. Выводы по разработанной теме. Рекомендации по применению данного опыта.
Источники, используемые при обосновании своего опыта. Нормативные документы. Методические источники связанные с учением, воспитанием, коррекцией. Периодическая печать. Научно- педагогические источники, связанные с современными исследованиями.
Специальные исследования по общей, возрастной, педагогической, специальной психологии. Материалы по передовому опыту других учителей. Работы учащихся: письменные работы, доклады, рефераты, рисунки, контрольные работы и творческие.
Оформление материалов опыта
Титульный лист. Содержание. Информация об опыте. Технология опыта. Результативность опыта. Библиографический список. Рецензия на опыт работы Приложение к опыту.
Структура целостного описания опыта работы
Информация об опыте Сведения об авторе. Тема опыта. Условия возникновения, становления опыта (сведения о ККЦО). Актуальность опыта. Теоретическое обоснование. (Указать, что конкретно, на основе научной идеи разрабатывается автором опыта. 1
Ведущая педагогическая идея опыта (выделить основную мысль опыта; главное, существенное в деятельности автора опыта). Технология опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта (где применяется, в какой форме). Результативность опыта. 2
Правила оформления приложения к описанию опыта
Содержание приложения - это 2 часть опыта, которая должна быть пронумерована. Объем и содержание приложения зависит от темы опыта. В описании опыта должны быть ссылки на приложение.
Приложение может содержать
Авторские программы. Тематическое планирование. Конспекты системы уроков (занятий). Видеоматериалы (фотоматериалы, компьютерные презентации опыта).
Сценарии вечеров, праздников. Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов. Материалы, подтверждающие результативность опыта.
Рецензия на материалы целостного описания опыта
Название рецензии. Обоснование актуальности опыта и его значения. Научные и методические основы опыта. Новизна опыта, уровень новизны. Оценка качества обобщения опыта, фактических материалов к нему. Наличие и целесообразность приложений к нему. Условия функционирования опыта. Перспективы применения актуального опыта. (план распространения). Сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания. Вывод о целесообразности внесения опыта в банк данных.