План: 1. Кризис 7 лет. 2.Учебная деятельность - как ведущая деятельность. 3.Развитие психических функций в младшем школьном возрасте. 4.Особенности личности младшего школьника.
Кризис семи лет Это период рождения социального «Я» ребенка. Особенности кризиса: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка, утрата детской непосредственности
социальный статус школьника социальная ситуация развития :
Ведущая деятельность : учебная деятельность
Учебная деятельность - как ведущая деятельность младшего школьного возраста В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.
Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл; учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Восприятие Память Внимание Мышление
МЫШЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ становится доминирующей функцией; завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению, которое получает преимущественное развитие.
В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. Важным условием для развития является формирование научных понятий и применение их на практике. Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат. МЫШЛЕНИЕ
В начале младшего школьного возраста недостаточно дифференцированно; ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). К концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее, он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Восприятие
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Восприятие
ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д; К концу младшего школьного возраста способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный; с каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).
В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Особенности личности младшего школьника
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
1. Внутренние мотивы: Познавательные мотивы - мотивы, которые связаны с учебной деятельностью: стремление получать знания; Социальные мотивы - стремление быть грамотным человеком, получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа;.
2.Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.
Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудачи
Мотивация достижения в начальных классах становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).
САМОСОЗНАНИЕ становление самооценки чувство компетентности
САМОСОЗНАНИЕ на становление самооценки непосредственно влияет школьная оценка Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Эмоционально – волевая сфера