Исполнитель: ученица 52 группы Пекарь А. Научный руководитель: Илимятов Я.Я.
Цель работы: изучение динамики креативности и выявление фактора высоких показателей креативности с помощью батареи тестов Е. Туник у детей среднего и старшего школьного возраста. Объект исследования – особенности проявлений креативности в подростковом и юношеских возрастах. Предметом исследования является динамика креативности учащихся 7-го и 11-го классов Коми республиканского лицея при СыктГУ.
Креативность в широком смысле – это творческие способности индивида, который способен к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Способность к обнаружению и постановке проблем; Способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость); Способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность); Способность к генерированию большого числа идей; Способность усовершенствовать объект, добавляя детали; Способность к анализу и синтезу.
В подростковом возрасте наглядное мышление находит продолжение в фантазии, где оно начинает играть существенную роль; Выявлены такие качества подростков, как рост умственных сил, особая расположенность к деятельности, стремление применить свои силы, потребность в самостоятельности; Литературное творчество становится наиболее близким подростку и является наиболее адекватной формой самовыражения: В период от 15 до 20 лет различия между подростками с творческим и нетворческим типами активности увеличиваются.
Батарея тестов направлена на изучения творческого мышления по трем основным параметрам: беглости, гибкости и оригинальности. Выборка испытуемых сформирована из учащихся 7-го и 11-го классов Коми республиканского лицея при СыктГУ.
В качестве теоретической гипотезы послужит выдвигаемое нами предположение о том, что диагностические показатели креативности будут выше в старшем школьном возрасте. В качестве эмпирической гипотезы – следующее предположение: у детей среднего школьного возраста параметр беглости творческого мышления будет ниже.
Теоретическая гипотеза («Диагностические показатели креативности будут выше в старшем школьном возрасте») подтверждена экспериментально. Это связано не только с психологической, но и с физиологической природой. Эмпирическая гипотеза («Параметр беглости творческого мышления у детей среднего школьного возраста будет ниже») также нашла свое подтверждение, что обусловлено их менее широким объемом знаний внешнего предметного мира, отражаемое на количестве ответов.
Стремление выполнить весь объем предложенных работ с целью заслужить положительную оценку или одобрение влечет за собой увеличение беглости, гибкости и оригинальности; На результаты тестирования могут оказывать влияние факторы предшествующей деятельности ; Большую роль играет неравноценность разных тактик работ, выбранных испытуемыми; Суммарный балл по оригинальности необоснованно завышен вследствие быстрого темпа технического прогресса.
Практическая значимость данной темы обусловлена актуальностью развития креативности подростков, поскольку развитие в процессе учебной деятельности у школьников среднего и старшего возраста данного качества будет способствовать успешной интеграции выпускников в современные социально- экономические и социокультурные условия, что подтверждает тесную связь развития креативности с идеей прогресса.