Парнас серебряного века Устный журнал
Валерий Яковлевич Брюсов Жизнь и творчество Выполнила Назарова Юлия
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Позднее он писал: Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени. Естественно, они с жаром предались моему воспитанию и притом на самых рациональных основах... Под влиянием своих убеждений родители мои очень низко ставили фантазию и даже все искусства, все художественное. В автобиографии он дополнял: С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры об умных вещах. От сказок, от всякой чертовщины меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению... Я... не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть.
Детство и юношеские годы Брюсова не отмечены чем-либо особенным. Гимназия, которую он окончил в 1893 году, все более глубокое увлечение чтением, литературой. Потом историко- филологический факультет Московского университета. Десяти- пятнадцатилетним подростком он пробует свои силы в прозе, пытается переводить античных и новых авторов. Гимназия, где учился Брюсов, ныне детская музыкальная школа
В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В он составляет небольшие сборники Русские символисты, большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора. В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В он составляет небольшие сборники Русские символисты, большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора. В 1895 издает книгу Шедевры, в книгу Это - я о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала Весы ( ), лучшего журнала русского символизма. В 1895 издает книгу Шедевры, в книгу Это - я о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала Весы ( ), лучшего журнала русского символизма. В 1900 вышла книга Третья стража, после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу Граду и миру, в Венок, свои лучшие поэтические книги. В 1900 вышла книга Третья стража, после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу Граду и миру, в Венок, свои лучшие поэтические книги. В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник Все напевы, 1909; книга Зеркало теней, 1912). В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник Все напевы, 1909; книга Зеркало теней, 1912).
В годы первой мировой войны отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет Русские ведомости, Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Лжепатриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (Орел двуглавый, Многое можно продать.. и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения. В этот особняк Брюсов переехал в 1910 г.
Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну творения стихов. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два венка сонетов. Выпускает несколько позже сборник Опыты, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры. Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну творения стихов. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два венка сонетов. Выпускает несколько позже сборник Опыты, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры. К этим годам относится и один из самых грандиозных его поэтических замыслов - Сны человечества. Он возник у Брюсова еще в 1909 году, но окончательно оформился в Брюсов намеревался представить, как он сам писал, душу человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты. Этому исполинскому замыслу не суждено было завершиться. К этим годам относится и один из самых грандиозных его поэтических замыслов - Сны человечества. Он возник у Брюсова еще в 1909 году, но окончательно оформился в Брюсов намеревался представить, как он сам писал, душу человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты. Этому исполинскому замыслу не суждено было завершиться.
Тогда же Брюсов выполняет одно из крупнейших и известнейших своих переводческих предприятий - подготовку обширной антологии армянской поэзии. В 1916 году вышел сборник Поэзия Армении, большая часть переводов в котором была выполнена им. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд Летопись исторических судеб армянского народа, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении. Тогда же Брюсов выполняет одно из крупнейших и известнейших своих переводческих предприятий - подготовку обширной антологии армянской поэзии. В 1916 году вышел сборник Поэзия Армении, большая часть переводов в котором была выполнена им. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд Летопись исторических судеб армянского народа, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении. 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве. 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.
ВСЕ КОНЧЕНО Все кончено, меж нами связи нет... А. Пушкин Эта светлая ночь, эта тихая ночь, Эти улицы, узкие, длинные! Я спешу, я бегу, убегаю я прочь, Прохожу тротуары пустынные. Я не в силах восторга мечты превозмочь, Повторяю напевы старинные, И спешу, и бегу, - а прозрачная ночь Стелет тени, манящие, длинные. Мы с тобой разошлись навсегда, навсегда! Что за мысль несказанная, странная! Без тебя и наступят и минут года, Вереница, неясно туманная. Не сойдемся мы вновь никогда, никогда, О, любимая, вечно желанная! Мы расстались с тобой навсегда, навсегда... Навсегда? Что за мысль несказанная!
Сколько сладости есть в тайной муке мечты. Этой мукой я сердце баюкаю, В этой муке нашел я родник красоты, Упиваюсь изысканной мукою. "Никогда мы не будем вдвоем, - я и ты..." И на грани пред вечной разлукою Я восторгов ищу в тайной муке мечты, Я восторгами сердце баюкаю. 14 ноября 1895