Автор: Огородникова О. А. Учитель русского языка и литературы I категории МКОУ СОШ с. Накоряково
Великий, могучий, правдивый, свободный, Народный живительной силы родник! Тебе посвящаем урок мы сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Не знаю, куда мне «бечь», Мы засорили нашу речь. Живем то «клево», то в «прикиде», Но в основном на жизнь в обиде. «Блины» висят на языке И грубые слова. И без конца из уст летит Хула, хула, хула. И чтобы жизнь нам изменить, Учиться надо говорить. Очистим нашу речь от скверны, Это поможет душе и нервам.
В.Шефнер. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -с ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.
В.Солоухин. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не отправляй его в полет. Им можно радости прибавить И радость людям отравить, Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить.
Н.С.Гумилев. В оный день, когда над миром новым, Бог склонял лицо свое, тогда Солнце остановили словом, Словом разрушали города… Но забыли мы, что исиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это – Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Л.Н.Толстой. «Слово – дело великое. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»
Наиболее частые проявления неточной и неправильной речи Путают слова, схожие по звучанию(паронимы) Неправильное сочетание слов Засорение языка нелитературной лексикой Нарушение стилистических норм языка
1 задание. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. Гринев сочинил песенку и понес ее на рассмотрение Швабрину. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. Мать-медведица следила, чтобы дети не получали травмы. К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка.
2 задание Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1.Звончее 2.В боку 3.Знаменитые профессора 4.Красивейший 5.Консервов 6.В двух тысяч первом году 7.Семеро смелых 8.Лечащий врач
3 задание Я с братом ходили на рынок. За Марину Сергеевну я ничего плохого не скажу. Возвращаясь с работы, мной овладела тревога. Я скучаю за ним.
4 задание Наступила война Выполнять роль, иметь роль Играть большое значение, уделять значение Оказать заботу Разрешить проблему Составлять аналогии
Правильный ответ Началась война Играть роль Иметь большое значение Проявить заботу Решить проблему Делать анологии
Интонационная разминка Задание: прочитайте вопрос так, чтобы получились разные ответы. Вы вчера готовились к урокам?
Скороговорки Шла Саша по шоссе На дворе трава, на траве дрова. Полкан попал в капкан. Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат шаги на шоссе. Опять пять ребят нашли пять опят. На горе Арарат растет крупный виноград.
Блиц-викторина Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку….. Потом младшего брата…… И наконец….. на себя курточку.
Конкурс «Говорите правильно» Задание: исправьте ошибки в стихотворении. Между прочим. Говорил он, между прочим, Красивее, мы так хочем, Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билютень, Поверх плана выполняем, агент звонит цельный день.
Правильный вариант Между прочим, Говорил он, Красивее, мы так хотим, Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, бюллетень. Сверх плана выполняем, Агент звонит целый день. До сих пор не понял он, Как стыдно быть невеждой.
Грамматико-стилистические этюды 1.Род имен существительных. 2. Имя числительное. 3. Лексика. 4. Однокоренные слова.
Подведение итогов урока. Какими словарями вы будете пользоваться, чтобы ответить на следующие вопросы: 1. Каково лексическое значение слова? 2. Где в слове надо поставить ударение? 3. Как правильно написать слово? 4. Каким другим словом можно заменить данное слово?