Современная Гуманитарная Академия Челябинский Филиал Опыт преодолевающей адаптации в учебной деятельности как средство развития самостоятельности студентов в вузе. Выполнила студентка 2-го курса Черкашова Ксения
Актуальность Понятие «адаптация» в социально-психологической литературе рассматривается вместе или вместо понятий «психологическая защита», «копинг-поведение» (Л.И.Анциферова, В.А. Бодров, Т.Л.Крюкова, В.И. Медведев, А.А. Реан и др.). Сущность самого процесса адаптации сводится, чаще всего к приспособлению личности в обществе в соответствии с его требованиями, а также и с ее собственными целями, потребностями, мотивами и интересами. Кроме приспособления («при способе») личности к социуму, в зарубежной литературе выделяется еще второй контекст - преодоление (Г. Вайллант, С. Мадди, Н. Хаан Р. Уайт и др.). Это рефлексивно-мотивационные процессы, которые актуализируется в тот момент, когда ситуация приспособления требует новой реакции, не имеющейся в личностном опыте, перерастая в ситуацию по преодолению. В.Ф. Бассин, Л.Д. Гребенников, Копинг-механизмы в российской психологии трактуются как механизмы совладания (Л.Г. Дикая, М.В. Ромм, Н.В. Тарабрина и др.), но чтобы совладать, необходимо преодолеть, следовательно, по данному основанию можно выделить другую форму психологической активности личности преодолевающая адаптация. Индивидуально выраженная потребность преодоления определяет одну из важнейших черт характера волевого человека – самостоятельность. Самостоятельность – характеристика зрелости человека и инструмент его становления как сознательной рефлексивной личности. Самостоятельность появляется в случае актуальности для сознательной рефлексивной личности собственной произвольной активности. Возникает вопрос, какой положительный или отрицательный и как индивидуальный опыт преодолевающей адаптации личности в своей произвольной активности приводит к становлению ее самостоятельности? Индивидуальный опыт преодолевающей адаптации студентов в вузе приобретается в ходе организации ситуаций преодоления – различных форм самостоятельной работы
Проблема исследования Чтобы стать хорошим специалистом и психологически зрелой личностью, способной реализоваться в свой профессии, быть конкурентноспособной на рынке труда, необходим высокий уровень самостоятельности. Становление самостоятельности связано с опытом преодолевающей адаптации в поведении и деятельности студентов в вузе. Опыт приобретается в учебной деятельности, в процессе организации обучения в той или иной системе обучения. Чтобы стать хорошим специалистом и психологически зрелой личностью, способной реализоваться в свой профессии, быть конкурентноспособной на рынке труда, необходим высокий уровень самостоятельности. Становление самостоятельности связано с опытом преодолевающей адаптации в поведении и деятельности студентов в вузе. Опыт приобретается в учебной деятельности, в процессе организации обучения в той или иной системе обучения. Дистанционная система обучения ставит студента в условия, требующие большей ответственности и самостоятельности в учебной деятельности, чем в традиционной системе обучения. Дистанционная система обучения ставит студента в условия, требующие большей ответственности и самостоятельности в учебной деятельности, чем в традиционной системе обучения. Таким образом, можно говорить о проблеме целевой направленности процесса адаптации студентов вуза на преодоление трудностей в учебной деятельности, опыт которого и формирует самостоятельность. Таким образом, можно говорить о проблеме целевой направленности процесса адаптации студентов вуза на преодоление трудностей в учебной деятельности, опыт которого и формирует самостоятельность.
Цель работы Выявить различия между индивидуальным опытом преодолевающей адаптации и уровнем развития самостоятельности в учебной деятельности студентов дистанционной и традиционной формы обучения. Выявить различия между индивидуальным опытом преодолевающей адаптации и уровнем развития самостоятельности в учебной деятельности студентов дистанционной и традиционной формы обучения.
Задачи исследования 1. Выделить три группы студентов, имеющих различные уровни самостоятельности в дистанционной и традиционной системе обучения. 2.Определить для каждой группы студентов стили преодоления сформировавшиеся в опыте личности в поведении и деятельности 3. Осуществить сравнительный анализ использования копинг-стратегий в различных системах обучения в вузе: дистанционное, традиционное
Адаптация 1.Адаптация в широком смысле [лат. Adaptation приспособлять]. Приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования [7, с.17]. 1.Адаптация в широком смысле [лат. Adaptation приспособлять]. Приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования [7, с.17]. 2. Адаптация [лат. Adaptatio приспособление]. Приспособление органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования. Период адаптации. Пройти адаптацию. Физиологическая, социальная адаптация [3]. 2. Адаптация [лат. Adaptatio приспособление]. Приспособление органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования. Период адаптации. Пройти адаптацию. Физиологическая, социальная адаптация [3]. 3. Адаптация приспособление строения и функций организма, органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза [8, с. 13]. 3. Адаптация приспособление строения и функций организма, органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза [8, с. 13]. 4. Для нашего исследования важно понятие «социальная адаптация». Адаптация социальная [лат. Adapto приспособляю, socialis общественный]. 1. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. 2. Результат этого процесса. [6, с. 11]. 4. Для нашего исследования важно понятие «социальная адаптация». Адаптация социальная [лат. Adapto приспособляю, socialis общественный]. 1. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. 2. Результат этого процесса. [6, с. 11]. 5. В словаре психолога-практика в социальной адаптации выделяется активный тип, который характеризуется преобладанием активного воздействия на социальную среду [8, c. 14]. 5. В словаре психолога-практика в социальной адаптации выделяется активный тип, который характеризуется преобладанием активного воздействия на социальную среду [8, c. 14]. 6. Активная адаптация – это актуализированное в результате мотивации приспособительное деятельностное отношение, изменяющее систему связей: личность – деятельность – сознание – среда [5, с.183]. 6. Активная адаптация – это актуализированное в результате мотивации приспособительное деятельностное отношение, изменяющее систему связей: личность – деятельность – сознание – среда [5, с.183].
Приспособление Приспособление – способность существовать в каких-либо особых или изменившихся условиях [1, с. 967]. Приспособление – способность существовать в каких-либо особых или изменившихся условиях [1, с. 967].
Копинг Копинг (англ. сope- справляться, преодолевать) - образ мышления и поведение, способствующие преодолению стресса [4, с. 319].
Преодоление Понятие «преодоление» в словаре С.И.Ожегова представлено в форме глагола преодолеть, пересилить, справиться с чем-нибудь [3]. В большом толковом словаре добавляются глаголы осилить, одолеть[1]. Понятие «преодоление» в словаре С.И.Ожегова представлено в форме глагола преодолеть, пересилить, справиться с чем-нибудь [3]. В большом толковом словаре добавляются глаголы осилить, одолеть[1]. В англоязычной литературе используется термин «copе» (справляться, преодолевать – обычно связанное с успешным результатом). Копинг, по Л.В. Куликову, Н.Е. Водопьяновой включает следующие компоненты: В англоязычной литературе используется термин «copе» (справляться, преодолевать – обычно связанное с успешным результатом). Копинг, по Л.В. Куликову, Н.Е. Водопьяновой включает следующие компоненты: 1) когнитивное преодоление (позитивное мышление относительно своих ресурсов к преодолению); 1) когнитивное преодоление (позитивное мышление относительно своих ресурсов к преодолению); 2) эмоциональное преодоление (осознание, принятие и овладение социально-приемлемыми формами проявления чувств, потребностей); 2) эмоциональное преодоление (осознание, принятие и овладение социально-приемлемыми формами проявления чувств, потребностей); 3) поведенческое (деятельностное) преодоление (перестройка поведения и деятельности); 3) поведенческое (деятельностное) преодоление (перестройка поведения и деятельности); 4) социально-психологическое преодоление (изменение направленности личности, расширение социальных ролей, позиций, межличностных отношений) [5]. 4) социально-психологическое преодоление (изменение направленности личности, расширение социальных ролей, позиций, межличностных отношений) [5].
Преодолевающая адаптация Преодолевающая адаптация это содержание целевой направленности адаптации, которая обеспечивает непрерывность совершенствования в человеческой деятельности и поведении. Сущность преодолевающей адаптации заключается в изменении мотивационных структур через рефлексию эксквизитных ситуаций, в ходе которых рефлексия достижения переходит в мотив преодоления и формируется новое по цели самостоятельное действие [5]. Преодолевающая адаптация это содержание целевой направленности адаптации, которая обеспечивает непрерывность совершенствования в человеческой деятельности и поведении. Сущность преодолевающей адаптации заключается в изменении мотивационных структур через рефлексию эксквизитных ситуаций, в ходе которых рефлексия достижения переходит в мотив преодоления и формируется новое по цели самостоятельное действие [5].
Личность Личность как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально-значимых черт характера индивида как члена общества или общности [1]. Личность как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально-значимых черт характера индивида как члена общества или общности [1]. Личность как носитель каких-нибудь свойств [3] Личность как носитель каких-нибудь свойств [3] Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность Личность- человек с ярко выраженной индивидуальностью [1]. Личность- человек с ярко выраженной индивидуальностью [1].
Самостоятельность Самостоятельность в словаре Ожегова и толковых словарях обозначается прилагательным «самостоятельный», что значит: отдельный, обособленный, независимый; решительный, свободный, обладающий собственной инициативой; осуществляющий собственными силами без постороннего влияния, не находящийся в подчинении [1,2]. Здесь же выделяется предметность приложения самостоятельности человека: самостоятельные суждения, самостоятельные действия, самостоятельная жизнь и т.д. Самостоятельность в словаре Ожегова и толковых словарях обозначается прилагательным «самостоятельный», что значит: отдельный, обособленный, независимый; решительный, свободный, обладающий собственной инициативой; осуществляющий собственными силами без постороннего влияния, не находящийся в подчинении [1,2]. Здесь же выделяется предметность приложения самостоятельности человека: самостоятельные суждения, самостоятельные действия, самостоятельная жизнь и т.д. А.В. Петровский, Г.С. Прыгин самостоятельность рассматривают в качестве компонента системы саморегуляции. А.В. Петровский, Г.С. Прыгин самостоятельность рассматривают в качестве компонента системы саморегуляции. Г.С. Прыгин выделяет три типа самостоятельности: автономный, неопределенный, зависимый. Г.С. Прыгин выделяет три типа самостоятельности: автономный, неопределенный, зависимый. Ахмеров Р.А.. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности / Р.А Ахмеров, Г.С Прыгин // Психологический журнал, 2005.,26,6.- С Ахмеров Р.А.. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности / Р.А Ахмеров, Г.С Прыгин // Психологический журнал, 2005.,26,6.- С
Предмет и объект исследования Копинг-поведение личности. Копинг-поведение личности. Преодолевающая адаптация в учебной деятельности студентов СГА с различным уровнем самостоятельности Преодолевающая адаптация в учебной деятельности студентов СГА с различным уровнем самостоятельности
Испытуемые Студенты СГА Студенты СГА Студенты ЧГПУ Студенты ЧГПУ
Исходный уровень протекания эксперимента В исследование принимало участие 34 студента дистанционного обучения n= 34 В исследование принимало участие 34 студента дистанционного обучения n= 34 Психодиагностика проводилась со студентами, которые по собственному желанию, после беседы добровольно согласились принять участие в диагностике. Психодиагностика проводилась со студентами, которые по собственному желанию, после беседы добровольно согласились принять участие в диагностике.
Результаты эксперимента Типология студентов по уровню самостоятельности в различных системах обучения Типология студентов по уровню самостоятельности в различных системах обучения Системы обученияАвтономныеНеопределенныеЗ ависимыеКол-во студентов%Кол-во студентов%Кол-во студентов%Дистанционное (СГА) Традиционное (ЧГПУ) Выводы: Системы обученияАвтономныеНеопределенныеЗ ависимыеКол-во студентов%Кол-во студентов%Кол-во студентов%Дистанционное (СГА) Традиционное (ЧГПУ) Выводы: В дистанционной системе обучения количество студентов с высшим уровнем самостоятельности (автономности) и неопределенных в учебной деятельности выше, чем в традиционной системе обучения. В дистанционной системе обучения количество студентов с высшим уровнем самостоятельности (автономности) и неопределенных в учебной деятельности выше, чем в традиционной системе обучения. Проявление зависимости, как низкого уровня самостоятельности в той и другой системе обучения одинаковы (Рис. 1). Проявление зависимости, как низкого уровня самостоятельности в той и другой системе обучения одинаковы (Рис. 1).
Результаты эксперимента Табл.2. Табл.2. Копинг – стратегии студентов СГА и студентов ЧГПУ Копинг – стратегии студентов СГА и студентов ЧГПУ Конфронтативный копингДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддержкиПринятие ответственностиБегство- избеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценкаЧГПУ СГА Конфронтативный копингДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддержкиПринятие ответственностиБегство- избеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценкаЧГПУ СГА Выводы: Выводы: 1. В целом использование копинг стратегий в дистанционном обучении значительно выше, чем в традиционной системе обучения. 1. В целом использование копинг стратегий в дистанционном обучении значительно выше, чем в традиционной системе обучения. 2. Студенты в дистанционной системе обучения меньше, чем в традиционном обучении используют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки, но бегство избегание намного выше, чем у студентов с традиционной системой обучения. 2. Студенты в дистанционной системе обучения меньше, чем в традиционном обучении используют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки, но бегство избегание намного выше, чем у студентов с традиционной системой обучения. 3. Ведущей копинг-стратегией у студентов с традиционной системой обучения является положительная переоценка и менее всего используется конфронтативный копинг и дистанцирование. 3. Ведущей копинг-стратегией у студентов с традиционной системой обучения является положительная переоценка и менее всего используется конфронтативный копинг и дистанцирование. 4. Ведущей копинг-стратегией у студентов с дистанционной системой обучения является Положительная переоценка и бегство-избегание, менее всего используется копинг-стратегия поиск социальной поддержки (Рис. 2) 4. Ведущей копинг-стратегией у студентов с дистанционной системой обучения является Положительная переоценка и бегство-избегание, менее всего используется копинг-стратегия поиск социальной поддержки (Рис. 2)
Выводы Из таблицы 3 и рис 3. можно констатировать, что среди студентов с дистанционной системой обучения - у автономных студентов (высокий уровень самостоятельности) чаще всего используются копинг-стратегии, требующие волевого усилия относительно результатов поведения и деятельности. Реже используются защиты дистанцирование и бегство, в основе которых лежит адаптация приспособления, а не преодоления. Из таблицы 3 и рис 3. можно констатировать, что среди студентов с дистанционной системой обучения - у автономных студентов (высокий уровень самостоятельности) чаще всего используются копинг-стратегии, требующие волевого усилия относительно результатов поведения и деятельности. Реже используются защиты дистанцирование и бегство, в основе которых лежит адаптация приспособления, а не преодоления. Таблица 3. Таблица 3. Процентное выражение копинг-стратегий студентов традиционной и дистанционной системы обучения с различным уровнем самостоятельности Процентное выражение копинг-стратегий студентов традиционной и дистанционной системы обучения с различным уровнем самостоятельности Копинг- стратегииконфрдистансамок.поддер.ответстб егствопланирпереоцАвтономныеЧГПУ СГА Неопреде ленныеЧГПУ СГА ЗависимыеЧГПУ СГА Копинг- стратегииконфрдистансамок.поддер.ответстб егствопланирпереоцАвтономныеЧГПУ СГА Неопреде ленныеЧГПУ СГА ЗависимыеЧГПУ СГА