ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О. 2011
ТРЕВОЖНОСТЬ - ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротическим конфликтом и эмоциональными срывами, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижа, самооценки, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности, тревожность – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.
Проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.
В нашей работе в ходе эксперимента мы ставили цель – выявить уровень самооценки личностной тревожности студентов вуза и проследить зависимость тревожности от успешности учебной деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов мы попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.
Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во время экзамена и на получаемый конечный результат ( в виде оценки ), и наоборот, чем меньше уровень тревожности ( или в силу хорошей подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим состоянием ), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.
Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются : непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых
40% низкие показатели тревожности 37% средние показатели тревожности 23% высокие показатели тревожности
18% У НЕУВЕРЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ 82% У СПОКОЙНЫХ СТУДЕНТОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ
КАЧЕСТВО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека.. Ведь сама ситуация экзамена, когда нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. Полностью снять тревогу можно лишь устранив все трудности познания, что в принципе невозможно, да и не нужно
И учение, и развитие личности учащегося наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном ( не слишком высоком ) уровне, и когда ученик ( студент ) обучен адекватным способам борьбы со стрессами и тревожностью. Повышение самооценки - один из самых эффективных приёмов борьбы в обучении.
Из проводимого исследований видно, что для плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый уровень тревоги просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задаёт тонус его деятельности. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.
С А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !