НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (Подготовка к ГИА).. Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текста Умение систематизировать собранный материал и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Advertisements

Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1.Сжатое изложение текста. 2.Выполнение тестовых заданий на основе печатного.
Сжатое предложение – письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Сжатое изложение считается наиболее.
1 Урок русского языка в 8 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Б. Челышева «Он был «един и многолик»… Ларикова Ирина Евгеньевна,
ГИА по русскому языку. Подготовка в 9 классе. Федотенко С.В.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Учимся писать сжатое изложение КУПРИН. (по о черку Б.Д.Челдышев а « В поисках пропавших рукописей » )
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В НОВОЙ ФОРМЕ 9 КЛАСС ЧАСТЬ 1 (НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ) Способы сжатия текста.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Написание вторичных текстов ГИА по русскому языку Т.А.Дорошенко, учитель русского языка МБОУ СОШ 12 ст.Ленинградская Краснодарского края.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ Подготовка к ГИА 9 класс.
Транксрипт:

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (Подготовка к ГИА).

Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текста Умение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы Навыки сжатия текста (случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!) Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.

Понимание Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без подробных записей. Если много записей, они «тянут» ученика к подробному изложению. Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)

Систематизация собранного материала Составление плана Вопросы к тексту: -какую основную проблему ставит автор?; - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить? Ключевая и второстепенная информация (ведущий тип речи!). - ключевая информация текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

Создание текста изложения Наличие всех микротем. Отсутствие микротем с избыточной (той, которой нет в исходном тексте) информацией. Наличие абзацев Готовое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.

Сжатие исходного текста Способы компрессии текста: Исключение Обобщение Сочетание исключения и обобщения Правильное применение приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.

Основные языковые приёмы компрессии текста: Замены Исключения Слияния

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Замены: однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением; Сложноподчинённого предложения простым; Прямой речи косвенной.

Исключения: отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; повторов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; одного или нескольких синонимов; предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

Слияния: Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Замены ИСХОДНЫЙ ТЕКСТСЖАТЫЙ ТЕКСТ И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен… И Куприн работал наравне со всеми. Какая сила толкала его менять профессии? Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это. Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен…

Исключения Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения ИСХОДНЫЙ ТЕКСТСЖАТЫЙ ТЕКСТ Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

Обобщение Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Этот отрывок можно сжать с помощью замены однородных членов синонимичным выражением. Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные.

Слияния Исходный текстСжатый текст Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Обобщение и исключение При компрессии часто совмещают разные способы сжатия. Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы. Годы проходят, но не стареют книги писателя.

Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. Главная задача - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события; глубже вдумываться в содержание произведения; вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Использованная литература 1. Русский язык. 9 класс. В 2ч. Ч. 1.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант. – М., Высш. Шк., Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной