Предстоящие изменения, связанные с оптимизацией системы аккредитации: ужесточение требований и упрощение процедур
Проблемы в сфере аккредитации ПРОБЛЕМА: Критерии аккредитации носят «формальный» характер. ПРИМЕР: аккредитуемая организация может не иметь штатных специалистов, вместо оборудования иметь договор их аренды, а основной документ – система управления качеством, должен быть, но фактически, может и не применяться. РЕШЕНИЕ: Закрепление четких критериев аккредитации, требований к деятельности аккредитованных лиц, документов, подтверждающих их выполнение. 2
Проблемы в сфере аккредитации ПРОБЛЕМА: Отсутствуют механизмы обеспечения качественной работы экспертов, привлекаемых для оценки аккредитуемых организаций. ПРИМЕР: зачастую эксперты проводил оценку «на бумаге», без выезда на место; в нормативных актах не предусматривалась ответственность экспертов за недостоверную оценку, отсутствовали прозрачные критерии привлечения экспертов. РЕШЕНИЕ: введение механизма государственной аттестации экспертов по аккредитации, а также прозрачной системы их привлечения. 3
Проблемы в сфере аккредитации ПРОБЛЕМА: Отсутствие прозрачных административных процедур, наличие административных барьеров. ПРИМЕР: ни по одной из 13 услуг по аккредитации не был принят административный регламент, программное обеспечение, которое позволяло передавать информацию от аккредитованных лиц государству, предоставлялось за плату, сроки предоставления услуг в отдельных случаях составляли более 6 месяцев. РЕШЕНИЕ: Разработка, принятие и четкое выполнение административных регламентов, разработка новых информационных систем, обеспечение к ним бесплатного доступа аккредитованных лиц. 4
Проблемы в сфере аккредитации ПРОБЛЕМА: Отсутствие международного признания российской системы аккредитации. ПРИМЕР: для того, чтобы продаваться в странах Евросоюза, российские товары должны повторно проходить подтверждение соответствия. РЕШЕНИЕ: все процедуры и требования, содержащиеся в новых нормативных документах должны соответствовать международным стандартам. 5
Первый этап оптимизации системы Принято 5 постановлений правительства. Основные изменения вступают в силу 19 октября 2012 года. Во исполнение постановлений правительства разработано 16 проектов подзаконных актов, в том числе 8 административных регламентов. Все они прошли публичное обсуждение на сайте Росаккредитации. Поступило более 100 комментариев. Учтено около 20 % замечаний. 6
Этапы реформирования системы аккредитации 7 1 этап : 1 ноября 2011 – 1 июля 2012 года Обеспечение непрерывного выполнения функций по аккредитации, организационное обеспечение создания ФСА, разработка и принятие первоочередных подзаконных актов 2 этап : 1 июля 2012 – 31 декабря 2012 года Обеспечение принятия федерального закона « Об аккредитации » и подзаконных актов, оптимизация основных процедур аккредитации, создание первоочередных информационных систем по аккредитации, активизация работы по выявлению нарушений и привлечению к ответственности, начало работы территориальных органов Росаккредитации 3 этап : 1 января 2013 – 1 июня 2013 года Начало реализации положений федерального закона, завершение оптимизации процедур аккредитации, введение в эксплуатацию информационных систем по аккредитации 4 этап : 1 июня 2013 – 31 декабря 2015 года Проведение процедуры международного признания российской системы аккредитации, формирование рынка « добросовестных » органов по сертификации и испытательных лабораторий