З АДАНИЕ В1 В центре задания В1 - умение определять основные способы образования слов. Задание В1 предъявлялось экзаменуемым по двум моделям. В первой необходимо было выписать из указанного диапазона текста то или иное слово, образованное указанным в задании способом. Во второй – указать способ образования слова, уже названного в задании.
При словообразовательном анализе мы практически всегда имеем дело с типичной ситуацией (со словообразовательным типом), то есть можем подобрать слова, «сделанные» тем же способом. Например, приставочно-суффиксальным: без-бород-ый, без-волос-ый; без- бреж-ный, бес-характер-ный.
Прибрежный, например, - тот, который находится около берега. Таким образом, при-бреж-ный образовано от слова берег приставочно - суффиксальным способом (при…н[ый]). Эта модель очень продуктивна в современном русском языке: около дороги – при-дорож-ный, около вокзала – при-вокзаль-ный, около города – при-город-ный и т.д.
Способы словообразования 1.Суффиксальный 2.Приставочный 3.Приставочно- суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение основ 6.Сложносуффиксальный 7.Субстантивация
1. Суффиксальный 1.глаголы несовершенного вида (что делать?) закрывать закрыть 2.наречия на -о/-е, образованные от прилагательных весело веселый 3.существительные (абстрактные), образованные от глаголов развити[й]е развить (суффиксы - -ий, -ний, -аний, -ений) 4.существительные с суффиксом -ость, образованные от прилагательных на -ный беспомощность беспомощный 5.глаголы с суффиксом -ся знакомиться знакомить
2. Приставочный 1.слова с НЕ не привычный привычный 2.глаголы совершенного вида (что сделать?) за бежать бежать
3. Приставочно-суффиксальный 1.наречия, которые пишутся через дефис по -прежн ему прежний 2.наречия с приставкой с лев а левый 3.существительные с суффиксом й (звук) по бережь[ й ]е берег, вз морь[ й ]е море
4. Бессуффиксный 1.существительные со значением действия, образованные от глаголов (без прибавления суффикса) покос, забег, крик 2.существительные со значением признака, образованные от прилагательных тишь, глубь, синь, глушь
5. Сложение основ 1. существительные, состоящие из двух корней, без прибавления суффикса пароход, землекоп, пчеловод
6. Сложносуффиксальный 1. существительные, состоящие из двух корней, с прибавлением суффикса (канатоходец канат, ходить + ец)
7. Субстантивация 1. Это переход других частей речи в существительные другой (дом) другой (стоял за дверью)
Алгоритм для выполнения В1 обязательное чтение предложения, в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
Задание: укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.
Определяем частеречную принадлежность нужного нам слова: отглагольное существительное с отвлечённым значением – «откладывание» (от откладывать). Сопоставляем с производящим словом и выделяем морфему (суффикс -ени- ). Способ образования суффиксальный. Вполне по силам для трёх минут.
Задание : из предложений 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7)Перед нами извинились и принесли блёклую, криво сброшюрован- ную стопку листов с инструкцией на русском языке.
Как правило, бессуффиксным способом образуются имена существительные, образованные от глаголов: выходить - выход, полететь – полёт, вкладывать – вклад и т.п. Ищем существительное, которое могло быть образовано от глагола. В данном отрывке только одно такое слово – перевод. Перевод – то, что перевели. Искомое слово найдено, но записать его в клеточки необходимо так, как оно выглядит в тексте (если нет специального уведомления типа «Запишите слово в начальной форме»): переводом.
Частая ошибка при определении слов, образованных суффиксальным способом, – выделение в качестве такового глагольного суффикса -л-, который не образует нового слова, а лишь создает новую форму слова. Форму прошедшего времени глагола: гнать – гнал, вести – вел и т.п.
Важно: 1.Ставить слово в начальную форму 2.Знать формообразующие суффиксы (-л- в глаголах прошедшего времени, -ее/-ей/-ше на конце прилагательных в степени сравнения, -ть на конце глаголов) 3.Думать о значении слова (переход – не там, где ход, а где переходят бессуффиксный) 4.Учитывать изменение вида у глагола (НСВ – не приставочный) 5.Смотреть контекст (слова на -о м.б. разными ЧР: (как?) наречие – суффиксальный, (каково?) прилагательное – нужно смотреть в предложении)
Выполнить задание: Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
Выполнить задание: Из предложения выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
Выполнить задание: Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.
Выполнить задание: Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё- таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
Выполнить задание: Из предложений выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
Выполнить задание: Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18) Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.