ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Кучмина Н.В.МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"
Advertisements

Двоеточие и тире в БСП 9 класс МОКУ «Коммунарская СОШ» Учитель Байбородова Галина Владимировна.
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
БСП. Двоеточие в БСП.. изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 65"
Урок 17 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Двоеточие.
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
- Точка; - Точка с запятой; - Тире; - Двоеточие..
Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Транксрипт:

ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: усвоение особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Образовательные: усвоение особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Развивающие: формировать положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

Упражнения для закрепления:

Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда : Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда : а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !