Изображение алгоритма в виде блок-схемы Блок-схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его этапы изображаются при помощи различных геометрических фигур - блоков, а связи между этапами (последовательность выполнения этапов) указываются при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры. Блоки сопровождаются надписями. Типичные действия алгоритма изображаются следующими геометрическими фигурами: Блок начала-конца алгоритма (рис. 1.1). Надпись на блоке: "начало" ("конец"). Блок ввода-вывода данных (рис. 1.2). Надпись на блоке: слово "ввод" ("вывод" или "печать") и список вводимых (выводимых) переменных. Рис Блок начала-конца алгоритмаРис Блок ввода-вывода данных
Блок решения или арифметический (рис. 1.3). Надпись на блоке: операция или группа операций. Условный блок (рис. 1.4). Надпись на блоке: условие. В результате проверки условия осуществляется выбор одного из возможных путей (ветвей) вычислительного процесса. Если условие выполняется, то следующим выполняется этап по ветви "+", если условие не выполняется, то выполняется этап по ветви "–". Рис Арифметический блок Рис Условный блок
Алгоритмы линейной структуры Линейный алгоритм - это такой, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой (рис. 1.6). Рис. 1.6 Размещение блоков в линейном алгоритме
Начало - начало алгоритма -ввод информации -выполняемое действие -условие выполнения действий -вывод информации Конец - конец алгоритма НетДа
Алгоритм «Соберись в школу» 1.Начало 2.Встань 3.Сделай зарядку 4.Умойся 5.Оденься 6.Позавтракай 7.Собери портфель 8.Конец начало встань Сделай зарядку умойся оденься позавтракай Собери портфель конец
ПРИМЕР 1.1. Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника. Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр. Для нахождения площади можно воспользоваться формулой Герона: где r - полупериметр. Входные данные: a, b, c.
Рис Алгоритм примера 1.1
В этих блоках знак "=" означает не математическое равенство, а операцию присваивания. Переменной, стоящей слева от оператора, присваивается значение, указанное справа. Причем это значение может быть уже определено или его необходимо вычислить с помощью выражения. Например, операция r = (a+b+c)/2 - имеет смысл (переменной r присвоить значение r=(a+b+c)/2), а выражение (a+b+c)/2=r - бессмыслица.
ПРИМЕР 1.2. Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка. Входные данные: R - радиус основания цилиндра, h - высота цилиндра, ρ- плотность материала слитка. Выходные данные: m - масса слитка, V - объем, S - площадь основания.
Рис Алгоритм примера 1.2
ПРИМЕР 1.3. Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов. Входные данные: a, b - длины катетов. Выходные данные: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника, α, β - углы.
Рис. 1.9 Алгоритм примера 1.3
Алгоритмы разветвленной структуры Алгоритмы разветвленной структуры применяются, когда в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие. В блок-схемах разветвленные алгоритмы изображаются так, как показано на рис Рис Фрагмент алгоритма Рис Пример разветвления
Ветвление ПолноеНеполное Словесное описание ветвления Если то иначе ; Если то ; Блок - схема
Вскипяти воду начало Возьми чайник Открой крышку Есть вода? Налей воды Закрой крышку Включи чайник в розетку Дождись, пока вода закипит Выключи чайник из розетки конец да нет
Попади на представление начало Доберись до цирка Есть билет? Найди кассу цирка Купи билет Найди вход в цирк Покажи билет контролеру Разделся? Займи свое место в зале Сдай одежду в гардероб конец нет да нет да
ПРИМЕР 1.4. Заданы коэффициенты a, b и с биквадратного уравнения ах 4 + bх 2 + с = 0. Решить уравнение. Для решения биквадратного уравнения необходимо заменой y = x 2 привести его к квадратному и решить это уравнение. Входные данные: a, b, c. Выходные данные: х 1, х 2, х 3, х 4.
Алгоритм состоит из следующих этапов: 1.Вычисление дискриминанта уравнения d. 2.Если d >= 0, определяются y 1 и y 2, а иначе корней нет. 3.Если y 1, y 2 < 0, то корней нет. 4.Если y 1, y 2 >= 0, то вычисляются четыре корня по формулам 1.3 и выводятся значения корней. (1.3) 5.Если условия 3) и 4) не выполняются, то необходимо проверить знак y 1. Если y 1 >= 0, то вычисляются два корня по формуле 1.4. Если же y 2 >= 0, то вычисляются два корня по формуле 1.5. Вычисленные значения корней выводятся.
Практическое задание на компьютере 1 Составь алгоритм «Собери портфель» в виде блок - схемы.
Задание 1 Составь алгоритм «Собери портфель» в виде блок - схемы. Начало Конец Открой портфель Достань дневник Посмотри расписание уроков на завтра Сложи нужные учебники,принадлежности, дневник Закрой портфель
Практическое задание на компьютере 2 Раскрась крышу дома начало Есть труба? Есть крыльцо? Закрась крышу синим карандашом Закрась крышу желтым карандашом Закрась крышу красным карандашом Конец да нет да нет
Задание 2