Современное состояние, проблемы и перспективы внедрения МСФО в небанковских финансовых учреждениях Валентина Петровна Левченко Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Центральный орган исполнительной власти, который работает за коллегиальным принципом. Учреждён в 2003 году. Осуществляет регулирование и надзор за страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными союзами и другими кредитными организациями (кроме банков), фондами финансирования строительства, ломбардами, лизинговыми компаниями и другими финансовыми учреждениями. Положение о Госфинуслуг утверждается Кабинетом Министров Украины. В состав Госфинуслуг как коллегиального органа входят Председатель Комиссии, заместители Председателя и члены Комиссии - директора департаментов. Подотчётна и подконтрольна Кабинету Министров Украины. Финансируется за счёт денежных средств Государственного бюджета Украины.
Организационная структура Госфинуслуг Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур. Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур. Департамент пруденциального надзора Департамент пруденциального надзора Инспекционный департамент Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями Департамент временного администрирования Председатель Заместитель Функции надзора за отдельными финансовыми учреждениями (лицензирование, анализ отчётности, инспектирование, правоприменение) осуществляется разными департаментами. Первый заместитель Департамент юридического обеспечения Департамент финансово – хозяйственного обеспечения. Департамент организационно – аналитического, документального и кадрового обеспечения.
Государственное регулирование деятельности по предоставлению финансовых услуг осуществляется таким образом: ведение государственных реестров финансовых учреждений и лицензирование деятельности по предоставлению финансовых услуг; нормативно – правовое регулирование деятельности финансовых учреждений; надзор за деятельностью финансовых учреждений; применение, согласно компетенции, мер воздействия; проведение других мероприятий по государственному регулированию деятельности финансовых учреждений.
Структура небанковского финансового рынка страховые компании другие кредитные учреждения ломбарды финансовые компании негосударственные пенсионные фонды администраторы НПФ Количество небанковских финансовых учреждений по рынкам: 45623,03% 65933,28% 713,58% ,52 % ,16 % 101 5,10 % доверительные общества 43 2,17 % другие финансовые учреждения 2 0,10 % 1980 кредитные союзы 10,05%
Современное состояние перехода на МСФО «Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчётности в Украине», утверждена распоряжением КМУ от г. 911-р: «с 2010 года обязательное составление финансовой отчётности, а также консолидированной финансовой отчётности в соответствии с МСФО предприятиями – эмитентами, ценные бумаги которых находятся в листинге организаторов торговли на фондовом рынке, банками и страховиками, по собственному решению другими эмитентами ценных бумаг и финансовыми учреждениями.»
Современное состояние перехода на МСФО Госфинуслуг распоряжением от г. 595 утвердила План мероприятий по внедрению МСФО в небанковских финансовых учреждениях. Создана Рабочая группа по внедрению международных стандартов финансовой отчётности в небанковских финансовых учреждениях. При взаимодействии с экспертами одного из проектов ЕС подготовлен проект Методических рекомендаций по применению международных стандартов финансовой отчётности страховыми компаниями. Разработан проект Положения про порядок составления, формирования и предоставления администратором негосударственного пенсионного фонда отчётности по негосударственному пенсионному обеспечению (новая редакция), который учитывает требования МСФО 26. Создана информационная вэб – страница по вопросам внедрения МСФО на официальном сайте Госфинуслуг.
Современное состояние перехода на МСФО Проект Методических рекомендаций по применению международных стандартов финансовой отчётности страховыми компаниями. Цель – обеспечение единого подхода для раскрытия информации в финансовой отчётности страховиков за Международными стандартами финансовой отчётности. Включает такие вопросы: формы, которые страховики могут использовать при составлении финансовой отчётности. алгоритм и рекомендации по классификации страховых договоров (страховых контрактов). рекомендации по учёту отдельных строк (статей), которые представлены в формах финансовой отчётности. описание дополнительной информации, которая подлежит раскрытию в соответствии с МСФО но не содержится в предлагаемых формах, а также рекомендации по их представлению.
Современное состояние перехода на МСФО Направлены предложения в План работы Методологического совета по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов Украины на 2011 год: рассмотреть проект Методических рекомендаций по применению международных стандартов финансовой отчетности страховыми компаниями в Украине; рассмотреть возможность разработки Методических рекомендаций по применению МСФО субъектами накопительной системы пенсионного обеспечения в Украине.
Современное состояние перехода на МСФО Проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам бухгалтерского учета» (регистр от г.) Внесённый Кабинетом Министров Украины и принят в первом чтении Закон принят на заседании Верховной Рады Украины во втором чтении. Статьей 12 1 Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам бухгалтерского учета» установлено, что публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.
Проблемные вопросы Отсутствие: национального положения (стандарта) бухгалтерского учёта «Договора страхования»; национального положения (стандарта) бухгалтерского учёта по годовой отчётности и консолидированной отчётности страховщиков, который будет соответствовать директиве Совета 91/674/ЕЕС; недостаточное количество специалистов по МСФО; несовершенное методологическое обеспечение; недостаточная осведомлённость работников сферы бухгалтерского учёта с особенностями МСФО.
Направления сотрудничества Для дальнейшего успешного внедрения МСФО для небанковских финансовых учреждений Госфинуслуг нуждается в консультативной помощи экспертов по вопросам дальнейшей разработки методических рекомендаций по МСФО, обучения работников Госфинуслуг и специалистов рынка.
13 Спасибо за внимание!