М ОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОТРАСЛЕВЫХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРАХ : АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Лапицкий О.И., канд. пед наук, руководитель группы мониторинга
О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА РЦ – не является самостоятельным видом ОУ ПО РЦ – учреждение с образованием юридического лица I. Нормативно-правовое регулирование деятельности 1.Самостоятельное структурное подразделение 2.Без выделения в структурное подразделение 3.Автономная некоммерческая организация ( новое юр. лицо)
О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА Централизованная модель (централизация ресурсов на базе 1-2 ведущих ОУ) Распределённая модель ( на базе нескольких сильных конкурирующих ОУ) II. По организации деятельности
О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА РЦПО как инновационный образовательный центр Отраслевой РЦПО Региональный многоотраслевой РЦПО Межрегиональный отраслевой РЦПО (централизованный – образовательные и сервисные функции для всей сети) Межрегиональный отраслевой РЦПО (распределённый – форма объединения/консорциум отраслевых ОУ и социальных партнёров) III. На основе функционально-целевого подхода
З АДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МРОЦ Апробация и развитие моделей взаимодействия УО НПО и СПО в рамках межрегиональных объединений образовательных учреждений профессионального образования на базе ресурсного центра. Апробация и развитие моделей взаимодействия объединений ОУ НПО и СПО с ключевыми работодателями в горнодобывающей отрасли в горнодобывающей отрасли и других предприятий промышленности, использующих ресурсы сети образовательных учреждений на базе ОМРЦ
М ЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМАТЕ ОРМЦ Создание и отладка механизма мониторинга и внедрения современных образовательных программ и технологий, профессиональных модулей Создание и отладка эффективного механизма участия работодателей и общественности в определении содержания подготовки кадров для горнодобывающей отрасли Совершенствование организационных условий для реализации новых образовательных программ и педагогических технологий Подготовка преподавателей и специалистов учреждений-пользователей ресурсами центра по вопросам распространения положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных программ обучения
М ЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМАТЕ ОРМЦ Распространение положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных программ обучения на другие регионы в рамках приоритетных отраслей Распространение положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных программ обучения на другие учреждения системы профобразования
О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СЕТЬ 1. Благовещенский политехнический колледж 2. Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова в г. Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)) 3. Райчихинский индустриальный техникум (Амур обл) 4. Южно-Якутский технологический колледж 5. Алданский политехнический техникум 6.Горно-геологический техникум (Республика Саха (Якутия)) 7. Кавалеровский горный техникум (Приморский край) 8. Приморский горный техникум (Приморский край) 9.Профессиональный технический лицей 2 г. Райчихинск Амурской области 10.Горный колледж п. Чегдомын (Хабаровский край)
С ЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО «Социальное партнёрство – система институтов и механизмов согласования интересов участников процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве» (Википедия).
С ОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО Социальное партнёрство - особый тип совместной деятельности между субъектами, характеризующийся: Доверием Общими целями и ценностями Добровольностью Долговременностью отношений Признанием взаимной ответственности сторон за результаты их сотрудничества и развития
С ЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие - форма кооперации ОУ и социальных партнёров
С ЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Основные принципы проектирования модели сетевой организации принцип соответствия - обусловливает согласование организационной модели с образовательной моделью ; принцип регионализации - обеспечивает учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона; принцип ресурсного обеспечения - требует достаточного финансирования проектируемых организационных структур, их кадрового и материально-технического обеспечения; принцип целостности - требует единой нормативно-правовой и нормативно-организационной базы учреждений – участников сети.
С ЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Проектные позиции модели сетевой организации механизм кооперации образовательный учреждений для объединения ресурсов с целью совместной реализации образовательных программ, профессиональных модулей. Механизм доступности сетевых ресурсов посредством информационных технологий. Механизм зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимся в других образовательных учреждениях. Механизм финансового взаимозачета между образовательными учреждениями и организациями. Механизм финансирования малых учебных групп и индивидуального обучения. Специальная подготовка кадров.
С ЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Проектные позиции модели сетевой организации Создание и отладка механизма мониторинга и внедрения современных образовательных программ и технологий Создание и отладка эффективного механизма участия работодателей и общественности в определении содержания подготовки кадров для горной отрасли. Совершенствование организационных условий для реализации новых образовательных программ Организация функционирования центра коллективного пользования и реализации сетевых и модульных образовательных программ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров для горной отрасли Совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений на основе исследования российского и зарубежного рынков производимого учебно- лабораторного оборудования, в том числе уникального, с учетом требований ключевых работодателей к качеству подготовки кадров
Состав участников мониторинга Направления мониторинга На I этапе Проекта Учреждения ВПО, СПО, НПО Информация о реализации программ Работодатели Информация о требованиях к содержанию программ обучения Министерство образования и науки Амурской области; региональная служба занятости населения Информация о востребованности специалистов Поставщики учебно- производственного оборудования Информация о современном учебно-производственном оборудовании Востребованность специалистов НПО, СПО и ВПО в отрасли Качество теоретической подготовки по востребованным специальностям Формы сотрудничества работодателя с образовательными учреждениями Оценка качества готовности студентов к производственной практике Служба мониторинга МРЦ Благовещенского политехнического колледжа
О СНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОСТАВЩИКИ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
З АКУПКА СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОРМЦ ПОЗВОЛИТ : - улучшить качество образовательных услуг и удовлетворить требования работодателей к качеству подготовки специалистов; - сделать учебное заведение более привлекательным для потенциальных студентов, в том числе иностранных (КНР); - создать экспериментальные площадки для научно- исследовательской деятельности по решению задач технического и технологического перевооружения отрасли; - осуществлять качественную подготовку кадров по программам дополнительного профессионального образования; - привлекать высококвалифицированных специалистов-производственников для участия в процессе подготовки кадров
Фомы взаимодействия ОУ и работодателей в совместном управлении образовательным процессом
УНПО УСПО ВУЗы Ассоциир- е работодат ели Учрежден ия ДПО Предприят ия отрасли Физически е лица Предприят ие 1 Предприят ие 2 Предприят ие 3 Ресурсный Центр Автономнаянекоммерческаяорганизация Попечите льский совет МОиН регио на Правление АНО Директор АНО Предприят ие 4 Предприят ие 5 РУО УСПО УНПО Физ. лица УЧРЕДИТЕЛИУЧРЕДИТЕЛИ Предприят ие 6 МОДЕЛЬ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
П РЕИМУЩЕСТВАМИ СОЗДАНИЯ Р ЕСУРСНОГО Ц ЕНТРА В ФОРМЕ А ВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - возможность концентрировать ресурсы на основе соучредительства; - возможность расширения услуг; - возможность формирования механизма саморазвития на основе госзаказа; - формирование нового экономического механизма управления; - многоканальное, многоуровневое финансирование.
РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА - Отсутствие механизма гарантированного финансирования - Автономная некоммерческая организация не имеет преимуществ в получении права на исполнение госзаказа на подготовку кадров; - Деятельность Автономной некоммерческой организации строится на принципе самоокупаемости - Автономная некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, поэтому возможно ее банкротство - Для Автономной некоммерческой организации не предусмотрены льготы по налогообложению
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!! ВОПРОСЫ? 30