Профориентация – это комплекс психолого - педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Существует две формы профориентации : Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.
- ознакомление с миром профессий ; - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности ; - ознакомление с правилами выбора профессии ; - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально - профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Формула выбора профессии Существует " формула " выбора профессии, которая в обобщенном виде показывает, как сделать оптимальный выбор. Она состоит из семи последовательных шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы придти к определенному решению в выборе профессии.
Шаг 1 – Составить список подходящих профессий. Шаг 2 – Составить перечень требований к выбираемой профессии. Шаг 3 – Определить значимость каждого требования. Шаг 4 – Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Шаг 5 – Подсчитать и проанализиро вать результаты. Шаг 6 – Проверить результаты. Шаг7Определ ить основные практические шаги к успеху. Твоя профессия
Для оценки склонностей учащихся, мы применили методику Йовайши. Данная методика создана на основе работ Е. А. Климова и применяется для оценки склонностей к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются : 1. Сфера искусства (" человек - художественный образ "); 2. Сфера технических интересов (" человек - техника "); 3. Сфера работы с людьми (" человек - человек "); 4. Сфера умственного труда ( склонность к умственной деятельности ); 5. Сфера физического труда ( склонность к подвижной ( физической ) деятельности ); 6. Сфера материальных интересов ( производство и потребление материальных благ ).
Типичные ошибки при выборе профессии : Из огромного множества профессий выбрать одну, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Конечно, никто не застрахован от ошибок, и любом деле всегда есть вероятность промаха. Но хочется, чтобы эта вероятность была как можно меньшей. Незнание мира профессий Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. Незнание себя Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание правил выбора профессии Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии : « Увлекаюсь физикой стану физиком », « Люблю географию, историю буду геологом, историком ». Возможно, вам действительно нравится химия, но это еще не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело любить книги, читать их и совсем другое стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром. Помните : не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Данная работ подготовлена : студентами 2- го курса Биологического факультета ГГУ им. Ф. Скорины Расоловой В. Панчошной О.
Спасибо за внимание !!!