Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Учебные вопросы: 1.Сущность и содержание самостоятельной учебной деятельности в вузе. 2.Особенности и трудности в самостоятельной работе студентов.
Литература по учебной дисциплине: Андреев О.А.,Хромов Л.И. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: Книга, Граник Г.Г.,Концевая Л.А.,Бондаренко С.М. Когда книга учит. - М.: Педагогика, Мездрогин В.Б.,Степанова А.А. Использование сокращенных обозначений и математических символов для конспектирования //Методика и практика преподавания в техническом вузе. – Л., Организация и методика самостоятельной работы студентов.- М., Раченко И.П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, Солоницын В.А., Шабанов Г.А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. – М.:МОСУ, Учись учиться /Шабанов Г.А., Денисенко С. И., Карпиченко Н.В. и др. – М.: Ин-т им. Е.Дашковой, Физиологические и психологические основы труда. - М.: Профиздат, Штернберг Л.Ф. Конспектировать быстро и информативно // Вестник высшей школы N4.
Самостоятельная работа - упорядоченн ая динамическ ая система приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала. с другой стороны - это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в университете с одной стороны - это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы Содержание самостоятельной работы студентов носит двусторонний характер:
Основные виды самостоятельной учебной деятельности студентов Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал.. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой. Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ Выполнение научной работы, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе университета. Практика по приобретаемой в университете специальности. Систематическое чтение периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам. Общественная работа в университете, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов. Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео и кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах освоения будущей профессии и т.п.
Характер самостоятельной учебной деятельности студентов Творческая - написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной работы, выполнение специальных заданий др. Познавательно-поисковая - п одготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др. Репродуктивная - самостоятельное прочтение, просмотр конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Большой объем и интенсивность Сочетание различных видов учебной деятельности Выполнение учебной работы по различным дисциплинам Отсутствие непосредственного управляющего воздействия со стороны преподавателя
Трудности в самостоятельной работе студентов Трудности поиска необходимой информации для самостоятельного изучения учебной дисциплины Трудности обобщения изложенных в различных учебниках, положений и определений Трудности ориентировки в содержании книги учебного пособия Трудности лингвистического характера Трудности применения полученных знаний на практике
Такой ли я есть на самом деле? Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Выберете в каждой группе по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.
8-13 баллов баллов баллов балла баллов Посчитайте полученный результат Движе ние Спокойст вие Уверенн ость Неуверенн ость А-4А-10 Б-8 В-2 В-6В-2 Г-10Г-4Г-2Г-6
8-13 баллов Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что Вам не нравиться. На Вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь своим настроением.
14-20 баллов Хотя вы и "плывете по течению", но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор занимали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться
21-27 баллов Вы считаете себя непогрешимым. Но все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти "золотую середину" между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.
28-34 балла Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремиться повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.
35-40 баллов Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили, но тот. кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять поменьше упрямства и побольше с ообразительности
Вывод по лекции: Таким образом, трудности, возникающие в самостоятельной работе, носят комплексный характер. Их преодоление во многом зависит от того, насколько студентам удается овладеть техникой, методикой и организацией самостоятельной работы. Основные пути преодоления трудностей в самостоятельном изучении учебной программы следующие: 1. Научная организация и планирование самостоятельной работы студентов. 2. Рационализация режима дня, санитарно-гигиенических, эстетических условий самостоятельной работы. 3. Совершенствование индивидуальной техники самостоятельной работы в различных видах учебных занятий. 4. Активизация работы студентов по самосовершенствованию.