Современное образование библиотечных специалистов: поиск эффективных решений Иванова Галина Александровна доктор пед. наук, профессор
Особенности развития высшего библиотечно – информационного образования Многоуровневая система Непрерывное образование Фундаментализация Дистанционное обучение Интернационализация Информатизация Гуманитаризация Модульное обучение Мобильность Личностная ориентация
Стратегии организации обучения Сохраняется сложившаяся система организации образования, компоненты которой лишь модернизируются и усовершенствуются. Новая организация учебно- воспитательного процесса, основанная на субъектно - субъектных отношениях и использовании новых информационных технологий. ТрадиционнаяИнновационная
Сроки, трудоемкость освоения ООП Уровни Нормативный срок освоения (для очной формы обучения) Трудоемкость (в зачетных единицах) (в зачетных единицах) Бакалавр 4 года 240 Магистр 2 года 120
Цели ВПО Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и информационно- коммуникативных знаний. Формирование социально- личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности. Получение образования на уровне бакалавра, магистра, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности. Повышение общей культуры студентов, приверженности ценностям; умение работать в коллективе, с различными категориями потребителей. В области обучения В области воспитания
Деятельность бакалавров Производственно - технологическая Организация библиотечно - информационных процессов. УправленческаяОсуществление менеджмента и маркетинга. Научно - исследовательская Участие в научных исследованиях. ПроектнаяРазработка проектов инновационных технологий. Психолого - педагогическая Разработка методик обслуживания пользователей библиотек. Информационно - аналитическая АСПИ, информационная диагностика и моделирование. Культурно - досуговая Реализация социокультурных программ. ВидыЗадачи
Компетенции бакалавров Общенаучные способность философски обосновывать актуальные проблемы Производственно-технологические Производственно-технологические способность создавать и предоставлять информацию Инструментальные способность понимать информацию Научно-исследовательские Научно-исследовательские (способность к и готовность применять современные методы исследований Социально-личностные бережное отношение к историческому наследию и культурным традициямПсихолого-педагогические готовность к организации воспитательно- образовательной работы Организационно-управлнческие Организационно-управлнческие принимать управленческие решения Информационно-аналитические Информационно-аналитические анализ и оценка информационных ресурсов Культурно-досуговые реализации социокультурных программ УниверсальныеПрофессиональные
Структура ООП бакалавра Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть 20 5Философия. Отечественная история. Иностранный язык Экономика Информационно- коммуникативный цикл. Вариативная часть 20 5 Информатика. Социальные коммуникации. Информационные технологии Учебные циклы Зачетныеединицы Перечень дисциплин
Профессиональный цикл (142 з.е.) 1. Теория и история литературы 2.Документоведение3.Библиотековедение 4.Библиотечно- информационное обслуживание 5.Библиографоведение 6.Библиографическая деятельность 7.Справочно-поисковый аппарат 8. АСПИ 9. Отраслевые информационные ресурсы 10.Менеджмент БИД 12.Маркетинг БИД 13.Лингвистические средства 14. Безопасность жизнедеятельности Вариативная часть Вариативная часть 52 з.е. 52 з.е.
Структура вариативной части бакалавров Библиотекарь - библиограф, преподаватель Профили Менеджер Референт – аналитик Библиотекарь - педагог Технолог
Деятельность магистров Виды Научно- исследовательская и методическая Информационно- аналитическая Организационно- управленческая Проектная и экспертно- консультационная Психолого- педагогическая ПреподавательскаяЗадачи Системный анализ библиотечно- информационной деятельности, исследование его тенденций Стратегическое управление отраслью, разработка инновационных проектов Преподавательская деятельность и методическое обеспечение
Структура ООП магистров Гуманитарный, социальный и экономический 15/5 История и методология науки. Педагогика высшей школы. Социально-политические теории Информационно- коммуникативный 20/5 Мировые информационные ресурсы и сети. Компьютерные технологии. Информационное обеспечение. Профессиональный 20/26 Библиотековедческие исследования. Профессиология. Системы управления. Методика преподавания. Учебные циклы Тр.Дисциплины
Профили подготовки магистров Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности Менеджмент библиотечно- информационной деятельности Информационно- аналитическая деятельность Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем
Кафедра литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ Основныенаправления деятельности деятельности Учебно- воспитательная Научно - исследовательская Повышение квалификации Международное сотрудничество Научно – исследовательский Центр чтения НСО
Направления подготовки студентов Специальность «Библиотечно-информационная деятельность» Специализации Организациядеятельностидетских, школьных и юношескихбиблиотек Социология и психология детского и юношескогочтенияОрганизацияшкольныхмедиацентров
Новые направления подготовки Библиотечно – информационные ресурсы Магистр БИР Магистерская программа «Библиотечно – педагогическая деятельность» Бакалавр БИР
Ноу-хау в образовании Педагогический менеджмент Структурно – функциональные компоненты и системообразующие факторы Цель деятельности Задачи Содержание деятельности Способы деятельности Оценка эффективности и качества
Основные принципы управления ответственности: «делай сам своё дело и не делай ничего за подчиненного»; солидарности: «делаем вместе»; состязательности: «делай лучше, чем он»; отдачи: «умеешь сам, научи другого»; коллективизма: «коллектив – сила»; скромности: «не гордись своей победой, пускай другие гордятся ею»; самооценки : «изучай самого себя, знай свои слабые и сильные стороны» и другие. (по материалам народной педагогики)
Требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП Вузы обязаны ежегодно обновлять ООП, обеспечивать гарантии качества в вузе, заключающиеся в: разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников; мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ; ; обеспечение качества и компетентности преподавательского состава; обеспечение достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования; регулярном проведении самообследования; информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Благодарю за внимание